Страница 1380
АНАБАРСКИЙ ЗАЛИВ , в западной части м. Лаптевых. Длина 67 км, ширина 76 км, глубина от 3 до 12 м. На юге переходит в Анабарскую губу.
ФИЛИП (Philipe) Жерар (1922-59) , французский актер. На сцене с 1942. С 1951 в Национальном народном театре. Среди ролей - Родриго ("Сид" П. Корнеля). Снимался в фильмах: "Пармская обитель", "Фанфан-Тюльпан", "Красное и черное" и др.
БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ , см. Юго-Западного фронта наступление.
ЕВОД Никомидийский (ум . 309), христианский мученик, брат мученицы Каллисты Никомидийской. Память в Православной церкви 1 (14) сентября.
ЛЮЛЛИ (Lully) Жан Батист (1632-87) , французский композитор. По происхождению итальянец. Основоположник французской оперной школы. Создал классические типы лирической трагедии ("Альцеста", 1674; "Тезей", 1675) и французской оперной увертюры. Музыка к комедиям Мольера.
МАГНИТНЫЕ ВЕСЫ , специальные весы (рычажные, крутильные и др.) для измерения магнитной восприимчивости, констант магнитной анизотропии веществ по механической силе, действующей на исследуемый образец в неоднородном магнитном поле.
КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (1568-1639) , итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В "Философии, доказанной ощущениями" защищал натурфилософию Б. Телезио; неоднократно обвинялся в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, ок. 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в т. ч. "Город солнца" - произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках всемирной теократии), руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. Автор канцон, мадригалов, сонетов.---КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (5 сентября 1568, Стило - 21 мая 1639, Париж), итальянский богослов, философ, гуманист, поэт.Родился в семье сапожника. В 1582 вступил в доминиканский орден. Не удовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, Кампанелла познакомился с натурфилософией Б. Телезио, учение которого защищал в первом своем трактате "Философия, доказанная ощущениями" (1591). Спасаясь от гонений орденских властей, бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в ереси. После суда и тюремного заключения в Риме Кампанелла вернулся в Неаполь, а затем в Калабрию. Здесь он возглавил широкий антииспанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599. Кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. В заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия "Город Солнца" 1623), "Монархия Мессии" (1633), "Метафизика" 1638), "Побежденный атеизм" (1631), "Апология Галилея" (1622).В 1626 Кампанелла добился перевода в Рим, что, впрочем, не избавило его от инквизиционных преследований и тюрьмы. Заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями папу Урбана VIII, Кампанелла смог получить освобождение. Однако в 1635, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, Кампанелла бежал во Францию, где, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство Франции к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета.Современник основателей философии и науки нового времени - Кеплера и Галилея, Бэкона и Декарта - сам Кампанелла в большей мере принадлежал культуре уходящего Возрождения. Человек необычайной одаренности и разносторонних интересов, Кампанелла в своих сочинениях стремился к универсальному философско-научному синтезу, включающему идеи всех частных естественных и гуманитарных дисциплин, а также программу вселенского общественного и политического переустройства. Способность не только созерцать, но и изменять мир является, в глазах Кампанеллы, наиболее убедительным доказательством свободы и могущества человека, божественности его души, владычествующей над всей сотворенной природой. В своей антропологии Кампанелла подхватывает темы и мотивы, свойственные ранним гуманистам, прежде всего Петрарке и Манетти.Сочинения:Город Солнца. М., 1954.Метафизика // Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. С. 323-333.Tutte le opere. Milano, 1954.Литература:Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1959.Штекли А. Э. "Город Солнца": утопия и наука. М., 1978.Amabile L. Fra Tommaso Campanella ne'Castelli di Napoli, in Roma ed in Parigi. Napoli, 1887. V. 1-2.Firpo L. Ricerche campanelliane. Firenze, 1947.О. Ф. Кудрявцев
ИОАСАФ Индийский (4 в .), по преданию, индийский царевич, сын Авенира; ученик преподобного Варлаама, после смерти которого подвизался в его пещере. Память в Православной церкви 19 ноября (2 декабря).