Страница 1595
СЕНОСТАВКИ , то же, что пищухи.
ХМЕЛЬ , род одно- и многолетних лиан семейства тутовых. 3 вида, в Евразии и Сев. Америке. Выращивают во многих странах хмель обыкновенный (женские соцветия - шишки используют в пивоварении, медицине, парфюмерии; урожайность 10-20 ц с 1 га); хмель японский как декоративное растение - в Японии, Китае.
РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО (Российское государство) , складывалось с кон. 14 в. в результате объединения к кон. 15 - нач. 16 вв. русских земель вокруг Московского великого княжества. К сер. 16 в. приняло форму сословно-представительной монархии. Переход к абсолютной монархии в основном завершился в 1-й четв. 18 в.
ЛОБЕНГУЛА (Lobengula) (ок . 1836-94), правитель народа матабеле в Юж. Африке в 1870-94. Возглавлял вооруженную борьбу матабеле против английских войск.
АГАЦЦИ (Agazzi) Эвандро (р . 1934), итальянский философ и логик, представитель научного реализма в философии науки. Президент Международной федерации философских обществ (с 1988). Президент Международного института философии (Фрибур, Швейцария) с 1993.
ШМАКОВ Федор Иванович (р . 1917), белорусский актер, народный артист СССР (1975). С 1941 в Белорусском театре им. Я. Коласа (Витебск).
ПЕРЕДВИЖНИКИ , художники, входившие в российское художественном объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898-1948) , кинорежиссер, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств России (1935), доктор искусствоведения. Учился у В. Э. Мейерхольда. В театральных постановках разрабатывал новые принципы организации драматического действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой. Поиски современного кинематографического языка - открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса - были осуществлены в снятой на "Мосфильме" серии историко-революционных картин: "Стачка" (1925), "Броненосец Потемкин" (1925), "Октябрь" (1927, совместно с Г. В. Александровым). Эйзенштейн добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности. В 30-х гг. работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальной идеологической критике. После патриотической картины "Александр Невский" (1938) Эйзенштейн поставил "Иван Грозный" (1945, 2-я серия выпущена в 1958, 3-я не закончена). Историческая концепция, предложенная Эйзенштейном, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет. Свой творческий опыт Эйзенштейн осмыслил в ряде теоретических работ. Профессор ВГИКа (с 1937). Государственная премия СССР (1941, 1946).
ПОЛТАВСКАЯ ОБЛАСТЬ , на Украине. 28,8 тыс. км2. Население 1757 тыс. человек (1991).
ГОРЯЧКИН Василий Прохорович (1868-1935) , российский ученый, основоположник сельскохозяйственной (земледельческой.) механики, почетный член АН СССР (1932), академик ВАСХНИЛ (1932). Инициатор создания Всесоюзных научно-исследовательских институтов сельскохозяйственного машиностроения (1928, с 1968 им. Горячкина) и механизации сельского хозяйства (1930), Московского института инженеров сельскохозяйственного производства (1930, с 1968 им. Горячкина).
РОДОДЕНДРОН , род кустарников или небольших деревьев семейства вересковых. Св. 600 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария (преимущественно в горах Вост. Азии и в Сев. Америке), в т. ч. на Дальнем Востоке, в Сибири, на Кавказе. Многие виды рододендрона распространены в садовой, оранжерейной и комнатной культуре, некоторые под названием "азалея"; рододендрон даурский известен также как багульник, или маральник. 8 видов охраняются.
ПЕТРОВ Валери (р . 1920), болгарский поэт, драматург. Для лирико-философического творчества (поэма "Погожей осенью", 1960; сборники "Стихотворения", 1949, "Дождь идет - солнце светит", 1967, "Сатирические поэмы", 1988) характерны юмор, ирония, сатира, сочетание разнородных стилистических приемов. Пьесы ("Когда танцуют розы", 1959).
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО , теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство охватывает сложный комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально-кольцевая, веерная и др.), учет местных условий, строительство архитектурных ансамблей, ландшафтная архитектура и т. д. Первые опыты упорядочения городов и поселений относятся к сер. 3-го - нач. 2-го тыс. до н. э. В Др. Египте и Двуречье применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы. В Др. Греции и Риме приемы регулярной планировки сложились в стройную систему (т. н. Гипподамова система). Средневековые города, опоясанные мощными стенами, имели кривые и узкие улицы вокруг замка, городского собора или торговой площади. Жилые районы за пределами городских стен окружались новым кольцом стен, а иногда на их месте образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Бурный рост городов с сер. 19 в., затем быстрое развитие автотранспорта, возникновение колоссальных городских территорий (городских агломераций), загрязнение городской среды вызвали поиски новых принципов градостроительства (зонирование городских территорий, районная планировка, системы городских дорог, типы города-сада, города-спутника, современных жилых районов и микрорайонов). Основные задачи современного градостроительства - создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик, решение городских экологических проблем, преодоление монотонности типовой застройки, сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров, бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.