Страница 1646
ИММЕРСИОННАЯ СИСТЕМА (от позднелат . immersio - погружение), объектив микроскопа, у которого пространство между первой линзой и рассматриваемым предметом заполнено жидкостью с большим показателем преломления (напр., кедровым маслом). Увеличивает числовую апертуру, а следовательно, разрешающую способность микроскопа.
ВИНКЕЛЬРИД (Winkelried) Арнольд (Эрни) , швейцарский народный герой 14 в. По преданию, в битве 1386 при Земпахе ценою жизни обеспечил победу швейцарцев над войском австрийского герцога.
ПОДРЯД , в гражданском праве - договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется за свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика) из ее или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Разновидностью подряда является, в частности, договор бытового заказа (на пошив одежды, изготовление мебели и т. д.).
АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ , раздел математики, изучающий алгебраические кривые (поверхности) и их многомерные обобщения - алгебраические многообразия.
СТУДИИ МХАТ , создавались для проведения экспериментальной работы и подготовки актеров. 1-я Студия открыта в 1913 (с 1924 МХАТ 2-й), 2-я - в 1916 (в 1924 ее воспитанники А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, М. П. Хмелев, М. М. Яншин и др. вошли в труппу МХАТ). В 1921 название 3-й Студии МХАТ получила Студия Вахтангова (на ее основе возник Театр им. Е. Вахтангова в 1926). В 1921 открылась 4-я Студия (с 1927 Реалистический театр), в 1919 - Музыкальная студия МХТ под руководством Немировича-Данченко (с 1926 Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко).
КУКАРКИН Борис Васильевич (1909-77) , российский астроном. Директор Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (1952-56) в Москве. Изучая переменные звезды, развил (1942-49) концепцию звездных населений Галактики, издал "Каталог переменных звезд" (в соавторстве, 1948-74) и "Каталог шаровых скоплений Галактики" (1974). Вице-президент Международного астрономического союза (1955-61).
КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-87) , российский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры ("Л. Толстой", 1873; "Некрасов", 1877-78) и крестьян ("Полесовщик", 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам ("Христос в пустыне", 1872), раскрытию сложных душевных движений ("Неутешное горе", 1884).КРАМСКОЙ Иван Николаевич [27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне в Воронежской области - 24 марта (5 апреля) 1887, Санкт-Петербург], российский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в.Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась "многопрофильно" - типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге.Начало пути в искусстве Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого "бунта четырнадцати" (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается "не краской и кистями, а нервами" (сам Крамской о Д. Веласкесе; из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит "тенденциозность", то есть умение испытывать "любовь и ненависть" к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем "тенденциозной" активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Портреты Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова "в период "Последних песен" (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все - Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба - Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского ["Полесовщик", 1874, там же; "Крестьянин с уздечкой" ("Мина Моисеев"), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.Сюжетная живопись Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его "Христос в пустыне" (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника - неоконченной картине "Хохот" ("Радуйся, царю Иудейский", Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему "вечные темы" - такие, как чудо потустороннего мира ("Русалки" по мотивам повести Н. В. Гоголя "Майская ночь", 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным "Осмотр старого дома", 1873), смерть ("Неутешное горе", 1884; все - Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в "Лунной ночи", 1880, или "Неизвестной", 1883; оба - там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма.Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), - самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин.Сочинения:Письма. Статьи. М., 1965-66. Т. 1-2.Литература Порудоминский В. И. И. Н. Крамской. М., 1974.Курочкина Т. И. И. Н. Крамской. М., 1980.И. Н. Крамской. 1837-1887: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. М., 1988.М. Н. Соколов