Глоссарий: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42, часть 43, часть 44, часть 45, часть 46, часть 47, часть 48, часть 49, часть 50, часть 51, часть 52, часть 53, часть 54, часть 55, часть 56, часть 57, часть 58, часть 59, часть 60, часть 61, часть 62, часть 63, часть 64, часть 65, часть 66, часть 67, часть 68, часть 69, часть 70, часть 71, часть 72, часть 73, часть 74, часть 75, часть 76, часть 77, часть 78, часть 79, часть 80, часть 81, часть 82,
Авторизация  |  Регистрация на сайте  |  Забыли пароль?
Логин: 
Пароль: 
Глоссарий

Страница 1795

ПЕТЕФИ (Petofi) Шандор (1823-49) , венгерский поэт. Возглавил восстание в Пеште во время Революции 1848-49. Погиб в бою. Призыв к национально-освободительной борьбе - в основе сборника "Стихи" (1844). Фольклорно-сказочная поэзия "Витязь Янош" (1844), драма "Тигрица и гиена" (1845), роман "Веревка палача" (1846), поэма "Апостол" (1848), лирические стихи, публицистика. Для поэзии Петефи характерно единство социально-аналитического реализма и романтики.

ДОНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ , основан в 1926. Готовит инженерные кадры по горным, геологическим, металлургическим, химико-технологическим, математическим, экономическим специальностям. Филиалы в Горловке, Красноармейске, Торезе. В 1991 св. 15 тыс. студентов.

ГОЛДСМИТ (Goldsmith) Оливер (1728-1774) , английский писатель-сентименталист. Роман "Векфильдский священник" (1766), поэма "Покинутая деревня" (1770), комедия "Ночь ошибок" (1773) - критика нравов общества в эпоху промышленного переворота, идеализация патриархального уклада. Сборник социально-бытовых очерков "Гражданин мира" (1762), литературно-критические трактаты.

МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон (1853-1920) , австрийский философ-идеалист и психолог. Развил учение о данности объекта в переживании, близкое к неореализму.

МУХТАРОВ Хусейн Мухтарович (р . 1938), киргизский певец (бас), народный артист СССР (1984). С 1964 в Киргизском театре оперы и балета.

КОЛЛИНГВУД (Collingwood) Робин Джордж (1889-1943) , английский философ-неогегельянец, специалист по древней истории Британии.

ЗОЛОТО САМОРОДНОЕ , минерал, природный твердый раствор серебра (до 43%) в золоте. Примеси Cu, Fe и др. Ярко-желтый, с примесями - бледно-желтый, красно-желтый, зеленоватый. Образует зерна, чешуйки, сплошные массы и др. Твердость 2-3; плотность 15,6-19,2 г/см3. Различают: тонкодисперсное (до 10 мкм), пылевидное (5-50 мкм), мелкое (0,05-2 мм) и крупное (св. 2 мм, в т. ч. самородки). Встречается в коренных (гидротермальных) месторождениях и россыпях. См. также Самородок.

АНДЕРС (Anders) Уильям (р . 1933), космонавт США, магистр наук, майор ВВС в отставке. Первый полет к Луне с выходом на селеноцентрическую орбиту на "Аполлоне-8" (декабрь 1968).

ЖЮ ПЭОН , см. Сюй Бэйхун.

КАЗНАЧЕЙСКИЕ БИЛЕТЫ , бумажные деньги, выпускаемые казначейством, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. После отмены золотого стандарта грань между казначейскими билетами и банковскими билетами практически стерлась.

ИШВАРА (санскр . "владыка"), в индуистской мифологии одно из имен Шивы.

УЭЛСИ , сорт яблони американского происхождения. Плоды сочные, сладкие, кисловатые, пряные, ароматные. Урожайность 500-600 кг с дерева.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ , независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

ДЕ РУА (De Roy) Хендрик (латинизированное Региус , Regius) (1598-1679), нидерландский философ, физиолог и педагог. Основатель направления в картезианстве.

ЛУГОВЕДЕНИЕ , раздел геоботаники, теоретическая основа луговодства. Изучает типы лугов, закономерности распространения, видовой состав и динамику луговых трав.

ИКОНИЙСКИЙ СУЛТАНАТ , см. Конийский султанат.

РОЖАНСКИЙ Дмитрий Аполлинариевич (1882-1936) , российский физик, основатель отечественной школы радиофизиков и радиотехников, член-корреспондент АН СССР (1933). Брат Н. А. Рожанского. Руководил разработкой первых КВ передатчиков, исследованием распространения КВ излучения, разработкой первых советских импульсных локаторов. Труды по электрическим разрядам в газах.

КЫРДЖАЛИ , город в Болгарии. 55 тыс. жителей (1985). Свинцово-цинковый завод; машиностроение, текстильная, пищевая промышленность. Центр главного табаководческого района в Вост. Родопских горах.

ЛЕЗГИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР основан в 1906 . С 1949 в Дербенте. Актеры: С. А. Агабалаев, С. Т. Велиханов, А. С. Сайдумов, А. Г. Махсудов и др. Художественный руководитель Э. С. Наврузбеков (с 1990). Спектакли: "Одинокая" Т. Минуллина (1981), "Утиная охота" А. В. Вампилова (1981), "Санитар" Наврузбекова (1991), "Каратист" И. Магомедова (1992) и др.

ХЕМЧИКСКАЯ КОТЛОВИНА , западная часть Тувинской котловины.

МАССАЛИТИНОВ Николай Осипович (1880-1961) , российский и болгарский режиссер. Брат В. О. Массалитиновой. В 1907-19 в МХТ, в 1925-44 главный режиссер и режиссер Народного театра (София).

МАРСО (Marceau) Софи (р . 1966), французская киноактриса. На рубеже 1980-90-х гг. стала моделью для "Марианны" - символа Франции, девушки во фригийском колпаке, которую изображают на монетах и почтовых марках. Снимается в кино с 13 лет. Особую роль в ее творческой жизни сыграла встреча с режиссером Анджеем Жулавским, философом чувственного наслаждения (фильмы "Легкомысленная любовь", 1984; "Мои ночи прекраснее ваших дней", 1989). Сыграла главные роли в исторических боевиках Патриса Шеро ("Королева Марго") и М. Гибсона ("Храброе сердце").

МОЛИНА (Molina) Марио (р . 1943), американский химик. Уроженец Мексики. Труды по химии атмосферы, в частности по проблемам образования и разложения озона. В 1974 опубликовал вместе с Ш. Роулендом работу об угрозе разрушения озонового слоя, защищающего Землю от ультрафиолетового излучения, в результате воздействия попадающих в атмосферу фреонов (хладонов), которые на протяжении нескольких десятилетий повсеместно использовались в холодильных установках и в аэрозольных баллонах. Нобелевская премия (1995, совместно с П. Крутценом и Ш. Роулендом).

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847) , российский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: "На пашне", 1820-е гг., "Захарка", 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович [7 (18) февраля 1780, Москва - 4 (16) декабря 1847, село Поддубье, Тверская область], российский художник. Лучший мастер сельского бытового жанра в русском изо-искусстве романтизма, педагог-реформатор.Выходец из купеческой семьи, в молодости служил мелким чиновником. Сформировался как художник во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. Между 1807 и 1811 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского. Первоначально жил в Санкт-Петербурге. Выступил как сатирик, начав публиковать "Журнал карикатур на 1808 год". Издание это почти сразу было запрещено цензурой, но это был первый в России юмористический листок, и Венецианов остался в глазах потомков "отцом русской карикатуры". Во время Отечественной войны 1812 года создал (вместе с И. И. Теребеневым) серию агитационно-сатирических композиций на темы народного сопротивления французским оккупантам.Как живописец начинал с портрета. Ранние работы такого рода тесно связаны с традицией провинциального усадебного и купеческого портрета, отмеченного наивным простодушием ("А. Л. Венецианова, мать художника", 1801); позднее его образы обогащаются задушевным психологизмом ("М. А. Венецианова, жена художника", конец 1820-х гг.; оба - Русский музей), сохраняя простоту и скромный масштаб композиции, мягкий лиризм колорита (многие написаны пастелью). Наиболее известен и значителен "Автопортрет" (1811, Третьяковская галерея).В 1811 был принят в число членов Академии художеств. Целиком посвятив себя искусству с 1819, Венецианов покидает столицу, живя в купленной им деревне Сафонково Тверской губернии. Предпочитая работать, по его собственным словам, "в сельском домашнем роде", он видит в создании образов своих крестьян идеал подлинного искусства, которое призвано "ничего не изображать иначе, чем в натуре является". Тем самым мастер противопоставляет свои творческие принципы академическому классицизму. Античная скульптура и французское искусство 19 - начала 20 вв. оказали весьма заметное влияние на Венецианова (так, этапная для всей его сельской темы картина "Гумно" (1821-23, Русский музей) возникла как ответ на интерьерно-перспективную живопись Ф. Гране). Но определяющими остаются мотивы среднерусской, повседневной пейзажной среды и народного быта. В соответствии со своим стилем художник передает их просветленными, полными мирного лада, выраженного и плавными, округлыми ритмами рисунка, и гармонически ясными цветовыми тонами, воспроизводящими ровный свет летнего дня. Таковы наиболее известные из его жанровых картин - "На пашне. Весна" (1-я половина 1820-х гг.), "На жатве. Лето" (1820-е гг.; обе - в Третьяковской галерее), "Утро помещицы" (1823), "Спящий пастушок" (1823-24; обе - в Русском музее). Крестьянские портреты, - такие, как "Захарка" (1825) или "Крестьянка с васильками" (1839), предстают фрагментами той же тихой идиллии.Венецианов писал также многочисленные образа для местных церквей. В позднем творчестве обращается к историческому ("Петр Великий. Основание Петербурга", 1838) и мифологическому ("Купание Дианы", 1847, Третьяковская галерея) жанрам, стремится к драматической выразительности образа ("Причащение умирающей", 1839; все - в Третьяковской галерее). Новый этап его творчества прерывается внезапной смертью - он погибает, выброшенный из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге.Педагогическая система мастера, практическое применение которой привело к рождению особой венециановской школы, наиболее характерной и самобытной из всех "персональных школ" русского искусства 19 века, явилась непосредственным развитием его личного стиля, нацеленного на первозданную простоту натуры и соответственно "низкие" (с точки зрения Академии) жанры - бытовую картину, интерьер, натюрморт, реже пейзаж.Литература: Савинов А. Н. А. Г. Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955.А. Г. Венецианов: Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1960.Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. М., 1982.А. Г. Венецианов: Выставка произведений к 200-летию со дня рождения. Каталог // Государственный Русский музей. Л., 1983.М. Н. Соколов

Стройка в Казани

Авто в Казани

Банки Казани

Индустрия Казани

Сфера услуг Казани

Мебель в Казани

Туризм в Казани

Отели в Казани

Красота в Казани

Мода в Казани

Рестораны Казани

Реклама в Казани

Полиграфия в Казани

СМИ в Казани

Интернет в Казани

 

Бизнесмену.ру © 2008
Написать письмо

Использование материалов сайта разрешается только при условии размещения активной гиперссылки на сайт "Стройка в Казани" (www.stroika-kazan.ru) рядом с опубликованным материалом.

"Стройка в Казани" - участник сети проектов Бизнесмену.ру
Подробнее о проекте | Размещение рекламы на сайте | Добавить вашу организацию в каталог
Профессиональное создание и раскрутка сайтов

 
 

?‘???·???µ?????µ????.?€?? ?© 2008
???°???????°?‚?? ????????????

?????????»???·?????°?????µ ???°?‚?µ?€???°?»???? ???°???‚?° ?€?°?·?€?µ???°?µ?‚???? ?‚???»?????? ???€?? ?????»???????? ?€?°?·???µ?‰?µ?????? ?°???‚?????????? ???????µ?€?????‹?»???? ???° ???°???‚ "???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" (www.stroika-kazan.ru) ?€???????? ?? ???????±?»?????????°?????‹?? ???°?‚?µ?€???°?»????.

"???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" - ???‡?°???‚?????? ???µ?‚?? ???€???µ???‚???? ?‘???·???µ?????µ????.?€??
???????€???±???µ?µ ?? ???€???µ???‚?µ | ? ?°?·???µ?‰?µ?????µ ?€?µ???»?°???‹ ???° ???°???‚?µ | ?”???±?°?????‚?? ???°???? ???€???°?????·?°?†???? ?? ???°?‚?°?»????
???€???„?µ???????????°?»???????µ ?????·???°?????µ ?? ?€?°?????€???‚???° ???°???‚????