Страница 1871
ОВНАТАНЯН , семья армянских живописцев 17-19 вв. Родоначальник - Овнатан Овнатанян (1730-1801), создатель росписей собора в Эчмиадзине. Мкртум Овнатанян (Авнатамов) (1779-1845), сын Овнатана, автор серии изображений армянских царей и военачальников. Акоп Овнатанян (Яков Авнатамов) (1806-81), сын Мкртума, один из основоположников армянской светской реалистической портретной живописи.
ПОСТЕЛЬНЫЙ КЛОП , кровососущее насекомое отряда клопов. Длина 4,8-8,4 мм. Наружный паразит человека и теплокровных животных. Питается кровью. Активен в темноте. Быстро размножается, выдерживает длительное (до нескольких месяцев) голодание, легко расселяется.
ПОЛУОСЬ , вал ведущего моста транспортных, сельскохозяйственных и других машин, передающий вращение от дифференциала на ведущее колесо.
ТЕКС (от лат . texo - тку, сплетаю), внесистемная единица линейной плотности волокон или нитей, т. е. отношение их массы к длине. 1текс=1 г/км=1 мг/м. Характеризует толщину материалов. Текс заменил титр, в котором за единицу массы принимали денье (0,05 г), за единицу длины - 450 м.
АРОННИК , род многолетних трав семейства аронниковых. Ок. 15 видов, в Европе, Малой и Передней Азии, 1 - в Ср. Азии. Ядовиты; при высушивании ядовитые свойства теряются. Мука из высушенных клубней аронника пятнистого, содержащих до 25% крахмала, пригодна в пищу.
ВОРОБЬЕВ Владимир Петрович (1876-1937) , украинский анатом, академик АН Украины (1934). Исследования по анатомии нервной системы. Разработал стереоморфологические методы препарирования. Автор "Атласа анатомии человека" (т. 1-5, 1938-42). Участвовал в бальзамировании тела В. И. Ленина. Премия им. В. И. Ленина (1927).
НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (р . 9 апреля 1925, Свердловск), российский художник и теоретик искусства. Пройдя через опыт "неофициального искусства" 1950-70-х гг., стал к кон. 20 в. самым известным скульптором России. Родился в семье врача. Участник Великой Отечественной войны; тяжело раненный, был демобилизован в 1945. В 1946-47 учился в латвийской Академии художеств в Риге, в 1947-54 - в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (и параллельно посещал занятия на философском факультете МГУ). Жил и работал в Москве. Индивидуальный стиль мастера Отдал дань академическому реализму, но в 1950-е гг. (прежде всего, в фигурах "раненых людей", выражающих мучительную память военных лет) сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма. Наиболее характерные для него материалы - бронза (в которой отливаются, обычно во многих вариантах, почти все его скульптурные замыслы), а в монументально-декоративных рельефах - бетон. Его произведения, воплощая в себе (по словам самого мастера) "форму потока", всегда слагаются в большие циклы. В центре образов - человеческое тело, стремящееся путем напряженных усилий одолеть собственное оцепенение. Среди важнейших циклов мастера (как скульптурных, так и графических, а позднее и живописных): "Гигантомахия" (с 1958), "Образы Достоевского" (с 1963; в 1970 в серии "Литературные памятники" вышел роман "Преступление и наказание" с иллюстрациями Неизвестного), "Образы Данте" (с 1966). С 1956 художник создает бесчисленные эскизы главного своего замысла, "Древа жизни"; эта композиция, по идее гигантская скульптура-инвайронмент, сочетает в себе мотивы древесной кроны, человеческого сердца и Мебиуса листа, символизируя порыв человеческого духа, который, самовозвышаясь, гуманизирует миры науки и техники. Противостояние властям и эмиграция Неизвестному удавалось иногда исполнять и официальные заказы [памятник в честь дружбы народов (так называемый "Цветок Лотоса") на Асуанской плотине в Египте, 1971; декоративные рельефы: "Прометей" в Артеке (1966), для Института электроники в Зеленограде (Москва, 1974), для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975, ныне Дом правительства Туркменистана)]. Но, как активный участник "катакомбной" (по его собственному выражению) культуры, он входил во все более острое противостояние с властями. Лично, - хотя и в резком конфликте, - познакомился с Н. С. Хрущевым, когда тот учинил скандал на выставке в Манеже (1962); впоследствии исполнил его надгробие в Москве (1974), подчеркнув контрастами форм внутренний драматизм и противоречивость хрущевского правления. В 1976 эмигрировал из СССР. Ныне живет и работает преимущественно в США, близ Нью-Йорка; с 1989 постоянно приезжает на родину. В 1996 в Магадане был открыт созданный по его проекту мемориал жертвам ГУЛАГа -с гигантским бетонным "Ликом скорби" как центральным элементом композиции. В том же году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации . Не раз выступал с теоретическими статьями и лекциями, развивая идею синтеза искусства и науки, а также "симбиоза Веры и Знания" как главной цели современного общества, и указывая, что человеческие тело и лицо, осмысляемые искусством, есть "иероглифы" пути к этой цели. Музей "Древо жизни", посвященный творчеству Неизвестного, открыт в Уттерсберге (Швеция).
БАЛКА в строительстве и машиностроении - конструктивный элемент обычно в виде бруса (железобетонного , стального или деревянного), работающий главным образом на изгиб.