Страница 175
КРАСНЫЙ ЧАЙ (оолонг) , получают из того же сырья, что и черный чай, но при его переработке ферментацию не доводят до конца. Красный чай занимает промежуточное положение между черным и зеленым чаем. При еще меньшей ферментации получают желтый чай.
КУРГАПКИНА Нинелла Александровна (р . 1929), российская артистка балета, народная артистка СССР (1974). В 1947-81 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, с 1969 педагог там же, с 1982 педагог Ленинградского (Санкт-Петербургского) хореографического училища.
КОРАБЛИНО , город (с 1965) в Российской Федерации, Рязанская обл. Железнодорожная станция. 15,7 тыс. жителей (1992). Комбинат шелковых тканей.
КВАРКЕН ЮЖНЫЙ (Седра-Кваркен) , пролив в Балтийском м., между Аландскими о-вами и Скандинавским п-овом. Ширина ок. 40 км, глубина до 244 м. В суровые зимы замерзает.
МАЛООТХОДНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС , обеспечивает получение готового продукта производства или его части с малыми либо неполностью утилизируемыми отходами.
ОГУРЕЦ , род однолетних и многолетних травянистых растений семейства тыквенных, овощная культура. Ок. 30 видов, в основном в Африке. Огурец посевной - овощная культура (в плодах сахара, эфирные масла) на всех континентах. Урожайность в открытом грунте 300-400 ц с 1 га, в парниках и теплицах 20-35 кг с 1 м2. К роду огурцов относят дыню.
БЕЗРЕДКА Александр Михайлович (1870-1940) , российский микробиолог. С 1897 в Пастеровском институте в Париже. Ученик И. И. Мечникова. Разработал метод профилактики анафилактического шока при сывороточном лечении, способ местной иммунизации.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ НАУК О ПИТАНИИ (МСНП) , основан в 1968. Входит в МСНС.
ЯМПИЛОВ Баудоржа Базарович (р . 1916), российский композитор, народный артист СССР (1983), Герой Социалистического Труда (1986). Опера "Прозрение" (1967), "Цыремпил Ранжуров" (1974), "Сильнее смерти" (1983), балет "Красавица Ангара" (совместно с Л. К. Книппером, 1959; 2-я ред. 1970), оратории, кантаты, сочинения для оркестра и др.
РЕФОРМА (франц . reforme, от лат. reformo - преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально - нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.
ЯЗЫКОВ Николай Михайлович (1803-1846/47) , русский поэт. В ранней лирике - мотивы радости бытия; некоторые стихи стали популярными песнями ("Нелюдимо наше море", музыка К. П. Вильбоа, и др.). В 30-40-е гг. приходит к религиозному пониманию мира. Сближается со славянофилами.
БИО ... (от греч. bios - жизнь), часть сложных слов, 1) обозначающая: относящийся к жизни (напр., биогенез)...2) Cоответствующая по значению слову "биологический" (напр., биокатализ).
НЕРАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ , состояние термодинамической системы, характеризующееся неоднородностью распределения температуры, давления, плотности, концентраций компонентов или каких-либо других макроскопических параметров в отсутствие внешних полей или вращения системы как целого. Неоднородность системы приводит к необратимым процессам, в результате которых изолированная система достигает равновесия.
МЕТОНИМИЯ (греч . metonymia, букв. - переименование), троп, замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("театр рукоплескал" - вместо "публика рукоплескала").
КОВЧЕГ , 1) в христианстве общее название предметов церковного обихода, служащих вместилищем культовых реликвий. 2) В синагогах шкаф для хранения Пятикнижия. 3) По библейскому мифу - судно, на котором Ной с людьми и животными спасся во время "всемирного потопа".
ХМЕЛЬНИЦКАЯ ОБЛАСТЬ (до 1954 Каменец-Подольская) , на Украине. 20,6 тыс. км2 . Население 1521 тыс. человек (1991). Адм. ц. - Хмельницкий.
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ ФОТОАППАРАТ , аппарат для стереоскопической фотосъемки; снабжен двумя идентичными объективами, расположенными на расстоянии 65 мм друг от друга (средние расстояния между зрачками глаз).
ВЕНДЕРС (Wenders) Вим (р . 1945), немецкий кинокритик, сценарист, режиссер, продюсер. Один из лидеров т. н. "молодого немецкого кино", фильмы которого неоднократно отмечались премиями международных кинофестивалей ("Страх вратаря перед одиннадцатиметровым", 1972; "Алиса в городах", 1974; "С течением времени", 1977; "Небо над Берлином", 1987; "Так далеко, так близко", 1993.) Стремясь к обновлению киноязыка, обращался к классическому голливудскому кино. Под эгидой Ф.-Ф. Копполы поставил цикл "американских" фильмов: "Хэммет", 1982; "Париж - Техас", 1985 ("Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля) и др.