Страница 2233
ХОРС , в славянско-русской мифологии одно из названий бога солнца.
ПОЛЕТТА (paulette) , во Франции 17-18 вв. ежегодный денежный взнос в казну, производившийся государственными чиновниками. Уплата полетты давала им право продажи, передачи по наследству занимаемой должности.
НИВЕЛИРОВАНИЕ , определение высот точек земной поверхности относительно некоторой избранной точки или над уровнем моря. Различают геометрические, тригонометрические и др. виды нивелирования.
ФЕРЕИДУН-МАРДЖАН , нефтяное месторождение в Иране и Саудовской Аравии (Персидского залива нефтегазоносный бассейн). Открыто в 1966. Залежи на глубине 2-2,5 км. Начальные запасы ок. 1,35 млрд. т.
ГОСТОМЫСЛ , легендарный предводитель новгородских словен, первый князь или посадник (1-я пол. 9 в.).
ДАЛЬВЕРЗИНСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ бронзового века (кон . 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.), у с. Дальверзин в восточной части Ферганской долины (Узбекистан). Сырцовые дома, оборонительные стены, керамика, орудия и прочее.
МАКРОСПОРИОЗЫ , болезни растений, вызываемые паразитическими грибами. Поражают виноград, картофель, томат, хлопчатник и др. Пятна с бархатистым оливково-черным налетом. При сильном развитии макроспориозы растения гибнут.
ИНКРИМИНИРОВАНИЕ (от лат . in - в и crimen - вина, преступление), предъявление конкретному лицу обвинения в совершении преступления.
БЕЛИЧЬИ , семейство млекопитающих отряда грызунов. Ок. 230 видов, распространены широко. К беличьим относятся - белки, бурундуки, сурки, суслики, луговые собачки и др.
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА , работал в Москве с 1904 как частный; с 1917 государственный, с 1922-24 под названием Свободная опера Зимина.
КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА (Пиленко) Елизавета Юрьевна (в монашестве мать Мария) (1891-1945) , русская поэтесса. Сборник стихов "Скифские черепки" (1912), "Руфь" (1916); автобиографическая повесть "Равнина русская" (1924). С 1919 в эмиграции. Участвовала в движении Сопротивления во Франции. Казнена фашистами в концлагере Равенсбрюк.
"ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДА" группа , первая российская социал-демократическая организация. Основана в 1883 в Женеве (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов, с 1888 - С. М. Ингерман). Участвовала в создании газеты "Искра" и журнала "Заря", подготовке 2-го съезда РСДРП, на котором самораспустилась (1903).
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) , российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич [14 (26) октября 1842, Череповец - 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур, ныне Люйшань], российский художник. Крупнейший мастер батального жанра в русской живописи 19 в.Годы учения Выходец из семьи помещика, в 1850-60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-59 на фрегате "Камчатка" и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж.-Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок, участвуя в их экспозициях.Путешествия Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68, 1869-70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76, 1882). В 1877-78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 (а также 1902) США, в 1901 - Филиппины, в 1902 - Кубу, в 1903 - Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы. "Туркестанская серия" Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изо-искусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических "триумфов победителей" к натуралистически откровенным образам трагической "изнанки войны". Так, знаменитая "туркестанская серия" Верещагина (1869-73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, "варварство" и "садистическую жестокость" противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, "Апофеоз войны" (1870-71, Третьяковская галерея), - с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, - снабжено красноречивой надписью на раме: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим"."Индийская" и "балканская" серии Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает "индийскую серию" - с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-80 пишется "балканская серия", посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина "Побежденные. Панихида" (1878-79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли."Наполеон в России" Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл "Наполеон в России" (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода "исторической оперы". В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы).Общественный резонанс В 1870-90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов и писатель В. М. Гаршин. Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы "вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!" ("На первой выставке картин Верещагина", 1874).Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца "Петропавловск".В Череповце существует дом-музей Верещагина.Сочинения:Избранные письма. М., 1891.На войне в Азии и Европе: Воспоминания. М., 1894. Литература:В. В. Верещагин: Воспоминания сына художника. Л., 1982.Завадская Е. В. В. В. Верещагин. М., 1986.Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Верещагин. Л., 1987.Демин Л. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В. В. Верещагина. М., 1991.М. Н. Соколов