Глоссарий: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42, часть 43, часть 44, часть 45, часть 46, часть 47, часть 48, часть 49, часть 50, часть 51, часть 52, часть 53, часть 54, часть 55, часть 56, часть 57, часть 58, часть 59, часть 60, часть 61, часть 62, часть 63, часть 64, часть 65, часть 66, часть 67, часть 68, часть 69, часть 70, часть 71, часть 72, часть 73, часть 74, часть 75, часть 76, часть 77, часть 78, часть 79, часть 80, часть 81, часть 82,
Авторизация  |  Регистрация на сайте  |  Забыли пароль?
Логин: 
Пароль: 
Глоссарий

Страница 2322

СИЛЛИТОУ (Sillitoe) Алан (р . 1928), английский писатель. В романах "Субботний вечер, воскресное утро" (1958), "Ключ от двери" (1961); трилогии "Смерть Уильяма Постерса" (1965), "Горящее дерево" (1967), "Пламя жизни" (1974) и рассказах из жизни рабочих отразились разные политические концепции (в т. ч. анархические), натуралистические тенденции. Стихи. Книги для детей, в т. ч. "Мармеладный Джим на ферме" (1980).

МЕРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН , служат для воспроизведения электрических величин (сопротивления, индуктивности, эдс и др.) заданного размера. К мерам электрических величин относятся измерительные резисторы, катушки индуктивности, измерительные конденсаторы, нормальные элементы и др.

ЧАКО , природная область в Юж. Америке; см. Гран-Чако.

ИГНИМБРИТ , вулканогенно-обломочная кислая горная порода, возникшая при спекании частиц вулканического стекла и туфов; содержит обломки кристаллов и горных пород, как бы сваренные друг с другом.

ПАНДЬЕВ ГОСУДАРСТВО , государство в Юж. Индии в 3 в. до н. э. - нач. 14 в. н. э. (на территории Юж. Тамилнада). Столица - Мадураи. Название по династии Пандья. С 7 в. вело борьбу за гегемонию на юге Индии с Паллавами, Раштракутами, Чола и др. В 14 в. распалось под ударами Делийского султаната.

АККОМПАНЕМЕНТ (франц . accompagnement, от accompagner - сопровождать), 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса. 2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.).

ЗВУКОУЛАВЛИВАТЕЛЬ , акустический прибор, применявшийся в ПВО для обнаружения самолетов противника, наводки прожекторов, обеспечения стрельбы зенитной артиллерии и действий истребительной авиации. Впервые появились во время 1-й мировой войны. В кон. 50-х гг. заменены радиолокационными станциями.

КРЫЗСКИЙ ЯЗЫК , см. Дагестанские языки.

ОДНОСТОРОННЯЯ СВЯЗЬ , связь, при которой сообщения только передаются из пункта передачи в один либо одновременно во многие пункты приема (а в обратном направлении передачи нет).

САЙОНДЗИ Киммоти (1849-1940) , премьер-министр Японии в 1901-02, 1906-08 и 1911-12; с 1912 - гэнро. Возглавлял японскую делегацию на Парижской мирной конференции 1919-20.

МОЧЕОБРАЗОВАНИЕ , процесс образования мочи в выделительных органах беспозвоночных и в почках позвоночных. В последних через стенки капилляров почечных клубочков фильтруется плазма крови, образуя т. н. первичную мочу. При прохождении первичной мочи по почечным канальцам большая часть воды и часть растворенных в ней веществ всасываются обратно в кровь (реабсорбция), в результате чего образуется т. н. конечная (концентрированная) моча, выводимая из организма.

ПОГОСТ , первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

ПРЮНЬЕР (Prunieres) Анри (1886-1942) , французский музыковед. Один из основателей и председателей французской секции Международного общества современной музыки. Труды о композиторах 17 в. Один из редакторов Полного собрания сочинений Ж. Б. Люлли (т. 1-10. Париж, 1930-39).

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО , см. Пение.

ТИНЧУРИН Карим Галиевич (1887-1947) , татарский драматург. Пьеса "Без ветрил", мелодрама "Голубая шаль" (обе 1926); в музыкальной драме "На реке Кандре" (1932) - образ сельского коммуниста. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ЙОКОХАМА (Иокогама) , город в Японии, на о. Хонсю, крупнейший внешнеторговый порт страны (грузооборот св. 100 млн. т в год), административный центр префектуры Канагава. 3,3 млн. жителей (1992). Машиностроение (включая судостроение), металлургия, нефтехимия, атомная, текстильная и др. промышленность. Метрополитен.

ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна (р . 1947), российская актриса, народная артистка Российской Федерации (1994). С 1984 в Московском академическом театре им. Моссовета (одна из главных ролей в спектакле "Вдовий пароход"). В кино с 1968. Дебютировала в фильме С. И. Ростоцкого "Доживем до понедельника" (1968). Большой успех сопутствовал актрисе в фильме-дилогии "Любовь земная" (1975) и "Судьба" (1978), за исполнение одной из главных ролей в котором она была удостоена Золотой медали им. А. П. Довженко (1978) и Государственной премии СССР (1979). Снималась также в фильмах: "А зори здесь тихие..." (1972) ,"Гараж" (1980), "Башня" (1987), "Очарованный странник" (1991), "Уснувший пассажир" (1993) и др.

МСТИСЛАВЕЦ Петр Тимофеевич , русский типограф 16 в., соратник первопечатника Ивана Федорова, совместно с которым в 1564 в Москве выпустил первую русскую датированную печатную книгу "Апостол". С нач. 70-х гг. 16 в. работал в Вильнюсе.

ПИРГОС , город в Греции, на западе п-ова Пелопоннес, административный центр нома Элида. 22 тыс. жителей (1981). Порт (вывоз изюма-коринки). Пищевая промышленность. Крупные склады изюма-коринки.

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910) , российский живописец. Произведения ("Демон", 1890, "Сирень", 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, "кристаллической" четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к "Демону" М. Ю. Лермонтова, 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-89), произведения декоративно-прикладного искусства (эскизы для майоликовой скульптуры и др.), близкие к стилю "модерн".---* * *---ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович [5 (17) марта 1856, Омск -1 (14) апреля 1910, Санкт-Петербург], российский художник. Наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике.---Годы учения---Выходец из семьи военного юриста. Учился в Академии художеств (1880-84) у П. П. Чистякова; уроки акварели брал у И. Е. Репина. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни; много общего в его искусстве также с творчеством прерафаэлитов. Но еще более важными для Врубеля были впечатления от живописи итальянского Возрождения, а также образы литературы (В. Шекспир, И. В. Гете, М. Ю. Лермонтов).---Киевский период---Зрелая манера мастера - с его "кристаллическим" рисунком, дробящим мир на орнаментальные плоскости и в то же время подчеркивающим его космическое единство, с искрящимся великолепием колорита в диапазоне между фиолетовым и золотым ("борьба золота и синевы", по словам А. А. Блока), - сформировалась в основном в киевский период (1884-89). Позднеромантическая традиция (недаром И. К. Айвазовский принадлежал к числу любимейших его мастеров), равно как и предчувствия русского символизма и модерна у В. М. Васнецова и Н. Н. Ге находят продолжение в стиле Врубеля - предельно эмоциональном и в то же время конструктивном. Приглашенный А. В. Праховым реставрировать Кирилловскую церковь 12 в., он исполнил ряд композиций (в том числе икону "Богоматерь с младенцем", 1884-85), где соединил средневековый канон с острым психологизмом нового времени. Кульминация киевского периода - эскизы росписей Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, преимущественно Киевский музей русского искусства); со времен древней иконописи русская живопись не знала цветовых гамм такой силы обобщения и воздействия. Не только вера и озарение, но и мучительные сомнения проступили тут с исповедальной искренностью, - неудивительно, что эскизы смутили официальную церковь и остались неосуществленными в большом масштабе, на стене.---Абрамцевский период---Важную роль в творческих поисках Врубеля сыграл художественный кружок в Абрамцеве. Здесь мастер пишет лучшие свои картины, занимается майоликой (скульптуры "Египтянка", "Купава", "Мизгирь", "Волхова", 1899-1900, Третьяковская галерея и музей в Абрамцеве) и декоративным дизайном (керамические печи, вазы, скамьи - музей в Абрамцеве). Тонкое декоративное чутье Врубеля проявилось также в его сценографических работах для частной оперы С. И. Мамонтова (участие в оформлении "Рогнеды" А. Н. Серова (1896), а также "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н. А. Римского-Корсакова, композитора, особенно близкого ему по духу).---Тяга художника к монументальному искусству, выходящему за рамки станковой картины, с годами усиливается; мощным выплеском этой тяги явились гигантские панно "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" (1896), заказанные Мамонтовым для специального павильона Нижегородской ярмарки (второе панно ныне хранится в Третьяковской галерее). Однако именно станковая живопись, пусть и обретающая характер панно, осталась магистральным руслом его поисков. Колористическая роскошь таких полотен, как "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, Киевский музей русского искусства), "Венеция" (1893, Русский музей), "Испания" (около 1894, Третьяковская галерея), не заслоняет таящейся за внешним великолепием тревоги. Иной раз зияние темного хаоса умеряется фольклорной стихией: в картинах "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи" (обе 1900; все три - Третьяковская галерея) мифологические темы неотделимы от поэзии родной природы. Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим красочным маревом, особенно впечатляет в "Сирени" (1900, там же). Более аналитичны и нервно-напряженны врубелевские портреты (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также С. И. Мамонтова; все три - 1897, там же).---Тема Демона---Мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм достигают кульминации в теме Демона. Воплощая, по словам художника, терзания "мятущегося человеческого духа", этот цикл связан с наследием М. Ю. Лермонтова. В виртуозных иллюстрациях к одноименной поэме (акварель, белила, 1890-91, Третьяковская галерея и Русский музей) во многом и сложилась графическая манера мастера, трактующая мир как "магический кристалл". В художественных "главах" цикла ритм трагедии одинокого титана-честолюбца последовательно нарастает. В "Демоне" (1890) искусительно-прекрасный герой изображен в меланхолическом оцепенении среди самоцветно мерцающих скал, а в "Демоне поверженном" (1902; обе - в Третьяковской галерее) его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката.---Поздний период---С 1902 Врубель страдает тяжким душевным и физическим недугом, но и в период депрессии и немощи создает работы, принадлежащие к лучшим его творениям. Это простые по мотиву, но отмеченные особой структурно-ритмической утонченностью штриха зарисовки, а также портреты (Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, 1904, Русский музей; В. Я. Брюсова, 1906, Третьяковская галерея; оба - смешанная техника), где трепетные цветовые акценты или острая игра линий тонко передают неповторимую душевную ауру модели, нежную, как у Забелы, или величаво-властную, как у Брюсова. В "Жемчужине" (смешанная техника,1904, Третьяковская галерея) феерическая фантазия мастера почти претворяется в беспредметное искусство - в узорах раковины, выражающих космическую пульсацию природы.---Влияние---Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 в. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф. И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 в.---Литература:---Ракитин В. М. Врубель. М., 1971.---Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1978.---Коган Д. З. М. А. Врубель. М., 1980.---Дмитриева Н. А. М. А. Врубель. Л., 1984.---Суздалев П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М., 1984.---Алленов М. М. М. Врубель. М., 1996.---М. Н. Соколов

Стройка в Казани

Авто в Казани

Банки Казани

Индустрия Казани

Сфера услуг Казани

Мебель в Казани

Туризм в Казани

Отели в Казани

Красота в Казани

Мода в Казани

Рестораны Казани

Реклама в Казани

Полиграфия в Казани

СМИ в Казани

Интернет в Казани

 

Бизнесмену.ру © 2008
Написать письмо

Использование материалов сайта разрешается только при условии размещения активной гиперссылки на сайт "Стройка в Казани" (www.stroika-kazan.ru) рядом с опубликованным материалом.

"Стройка в Казани" - участник сети проектов Бизнесмену.ру
Подробнее о проекте | Размещение рекламы на сайте | Добавить вашу организацию в каталог
Профессиональное создание и раскрутка сайтов

 
 

?‘???·???µ?????µ????.?€?? ?© 2008
???°???????°?‚?? ????????????

?????????»???·?????°?????µ ???°?‚?µ?€???°?»???? ???°???‚?° ?€?°?·?€?µ???°?µ?‚???? ?‚???»?????? ???€?? ?????»???????? ?€?°?·???µ?‰?µ?????? ?°???‚?????????? ???????µ?€?????‹?»???? ???° ???°???‚ "???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" (www.stroika-kazan.ru) ?€???????? ?? ???????±?»?????????°?????‹?? ???°?‚?µ?€???°?»????.

"???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" - ???‡?°???‚?????? ???µ?‚?? ???€???µ???‚???? ?‘???·???µ?????µ????.?€??
???????€???±???µ?µ ?? ???€???µ???‚?µ | ? ?°?·???µ?‰?µ?????µ ?€?µ???»?°???‹ ???° ???°???‚?µ | ?”???±?°?????‚?? ???°???? ???€???°?????·?°?†???? ?? ???°?‚?°?»????
???€???„?µ???????????°?»???????µ ?????·???°?????µ ?? ?€?°?????€???‚???° ???°???‚????