Глоссарий: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42, часть 43, часть 44, часть 45, часть 46, часть 47, часть 48, часть 49, часть 50, часть 51, часть 52, часть 53, часть 54, часть 55, часть 56, часть 57, часть 58, часть 59, часть 60, часть 61, часть 62, часть 63, часть 64, часть 65, часть 66, часть 67, часть 68, часть 69, часть 70, часть 71, часть 72, часть 73, часть 74, часть 75, часть 76, часть 77, часть 78, часть 79, часть 80, часть 81, часть 82,
Авторизация  |  Регистрация на сайте  |  Забыли пароль?
Логин: 
Пароль: 
Глоссарий

Страница 2618

СОБОЛЕВ Виктор Викторович (р . 1915), российский астроном, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1981), Герой Социалистического Труда (1985). Труды по теоретической астрофизике (перенос излучения в атмосферах звезд и планет, свечение движущихся сред - оболочек звезд и др.).

ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ИНСТИТУТ , научно-исследовательское учреждение в Москве. Создан в 1966.

ТОГРУЛ-БЕК (ок . 993-1063), основатель и первый правитель (с 1038) сельджукского государства.

КОТОВСКИЙ Григорий Иванович (1881-1925) , организатор вооруженных выступлений молдавских крестьян в 1905 и 1915; участник установления советской власти в Молдавии. В Гражданскую войну командир кавалерийской бригады и дивизии, с 1922 - корпуса.

НИГЕР (наст . имя и фам. Иван Васильевич Джанаев) (1896-1947), осетинский поэт. Дореволюционная поэзия посвящена жизни горца-бедняка. В поэмах "Гыцци" (1934), "На берегу Терека" (1939) - тема социальных преобразований; стихи.

ТРОФИМ Синадский (Фригийский) (ум . 276), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Проба. Память в Православной церкви 19 сентября (2 октября).

АРЕНДАЛ (Arendal) , город на юге Норвегии, адм. ц. фюльке Эуст-Агдер. 20 тыс. жителей (1988). Порт на берегу зал. Бохус. Судостроение, цветная металлургия (выплавка алюминия в пригороде Эйдехамн).

ВЕКТОР (от лат . vector - несущий), отрезок определенной длины и направления. Обычно вектор обозначается буквой a или (первая буква - начало, вторая - конец отрезка); абсолютная величина (длина) вектора записывается |a| либо . Два вектора равны лишь в том случае, если у них одинаковы длины и совпадают направления (т. е. они параллельны и одинаково ориентированы). С изменением ориентации меняется знак вектора. Векторы изображают т. н. векторные величины: силу, скорость, ускорение и т. д. Действия над вектором изучают в векторном исчислении.

МАКРОКОСМ(ОС) (от макро ... и космос), Вселенная, универсум, мир в целом, в отличие от микрокосм(ос)а (человека).

ПРЕВАЛИРОВАТЬ (от лат . praevaleo - преобладаю, превосхожу), преобладать, иметь перевес, преимущество.

ДМИТРИЕВ Александр Иванович (1878-1959) , российский архитектор. Работы: Дом кооперации (1927-1930), Дворец культуры железнодорожников (1931-32) - в Харькове.

САБАДЕЛЬ (Sabadell) , город в Испании, в авт. обл. Каталония. 184 тыс. жителей (1991). Промышленный город-спутник Барселоны. Центр текстильной промышленности; машиностроение.

СТАБИЛИЗАЦИЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ , разновидность автоматического регулирования; поддержание значения регулируемой величины (напр., температуры, давления, электрического напряжения, частоты вращения) на некотором постоянном (заданном) уровне с помощью автоматических регуляторов, называемых также стабилизаторами (температуры, давления и т. д.).

УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ (до 1940 Усолье) , город (с 1925) в Российской Федерации, Иркутская обл., пристань на Ангаре. Железнодорожная станция. 107 тыс. жителей (1993). Старинный центр солеварения. ПО "Химпром"; комбинаты: химико-фармакологический, фанерно-спичечный "Байкал"; завод горного оборудования. Пищевая (комбинат "Сибсоль" и др.), легкая и др. промышленность. Близ Усолья-Сибирского - бальнеогрязевой курорт Усолье.

АХМЕД ЯСАВИ (ок . 1105-66), среднеазиатский поэт-суфий и проповедник (см. Суфизм). Сборник мистических духовных стихов "Сокровенное" (издан 1878), приписываемый Ахмеду Ясави, оказал влияние на развитие тюркоязычной поэзии.

КОИМБАТУР , город на юге Индии, шт. Тамилнад. 853 тыс. жителей (1991). Текстильная промышленность, машиностроение; химические, цементные предприятия, кинопромышленность.

ГАЛАХОВ Алексей Дмитриевич (1807-92) , русский писатель, критик, историк литературы, педагог. Литературно-критические статьи в "Отечественных записках" (1839-48) в русле эстетических воззрений В. Г. Белинского. Историко-литературные опыты, близкие формирующейся культурно-исторической школе. Хрестоматии по отечественной словесности. Литературные воспоминания. Повести.

АЛУНИТ (от франц . alun - квасцы) (квасцовый камень), минерал класса сульфатов, KAl3[SO4]2[OH]6. Плотные и рыхлые массы. Твердость 3,5-4,5; плотность 2,6-2,8 г/см3. Месторождения в Российской Федерации (Дальний Восток), Азербайджане, на западе Украины, в США, КНР, Австралии, Иране, Мексике и др. Из алунитовых руд помимо глинозема получают сульфат калия, серную кислоту, а также ванадий и галий.

ВАЙЯ (от греч . baion - пальмовая ветвь), листья папоротников.

ЮМ Дейвид (1711-76) , шотландский философ, историк, экономист. В "Трактате о человеческой природе" (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке "впечатлений", причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма - один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.ЮМ (Hume) Дейвид (26 апреля 1711, Эдинбург - 25 августа 1776, там же), шотландский философ и историк. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. традиции позитивизма, а в 20 в. - на развитие аналитической философии. Жизнь и трудыУчился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговой фирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд - "Трактат о человеческой природе" (первые две книги вышли в 1739, третья в 1740). Вопреки ожиданиям автора, "Трактат" не вызвал интереса у широкой публики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имели успех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-за противодействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасного скептика и даже атеиста. В 1748 выходит "Исследование о человеческом познании", в 1751 "Исследование о принципах морали" - переработанные и сокращенные варианты первой и третьей книг "Трактата". Приблизительно в это же время написаны "Диалоги о естественной религии", опубликованные посмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы. Работа в качестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юму возможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной "Истории Англии" (1754-62). В 1757 была опубликована "Естественная история религии". Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качестве личного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться с французскими просветителями, у которых он встретил горячий прием (некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм был помощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма "Моя жизнь" было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом. Учение об опытеВ "Трактате" и в "Исследованиях" Юм говорит о необходимости совершенствования "моральной философии" как универсальной науки о человеке, которой, в отличие от "естественной философии" (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из "восприятий" (perceptions), которые Юм разделяет на "впечатления" и "идеи". Впечатления отличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственного опыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения). Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: по сходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболее распространенный тип - по причинности.Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юма создаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как "связка или пучок... различных восприятий".Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделение первичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер. Идея причинностиВ центре теоретической философии Юма - анализ проблемы причинности, т. е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой: каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, "необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах...". Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение "критической философии" Канта. Аффекты. "Симпатия"Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.ЭтикаПодчеркивая важнейшую роль чувственности в морали, Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом.Философия религииВ "Естественной истории религии" Юм показывал укоренность религиозных представлений в особенностях "природы человека". Он считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относился он и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий были реальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметом восхищения народа. В знаменитой главе "О чудесах", включенной в "Исследование о человеческом познании", он доказывал, что описания всевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудес как таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой нарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл "естественной религией", в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины.Сочинения:Сочинения: В 2 т. М., 1996.Inquiries concerning the Human Understanding and concerning the Principles of Morals / Ed. by L. A. Selby-Bigge. Oxford, 1975.Treatise of Human Nature / Ed. by L. A. Selby-Bigge. Oxford, 1978.Литература:Виноградов Н. Д. Философия Давида Юма. М., 1905-11. Ч. 1-2.Нарский И. С. Философия Давида Юма. М., 1967.Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958.Jedynak S. Hume. Warszawa, 1974.Ayer A. J. Hume. Oxford, 1980.А. Ф. Грязнов

Стройка в Казани

Авто в Казани

Банки Казани

Индустрия Казани

Сфера услуг Казани

Мебель в Казани

Туризм в Казани

Отели в Казани

Красота в Казани

Мода в Казани

Рестораны Казани

Реклама в Казани

Полиграфия в Казани

СМИ в Казани

Интернет в Казани

 

Бизнесмену.ру © 2008
Написать письмо

Использование материалов сайта разрешается только при условии размещения активной гиперссылки на сайт "Стройка в Казани" (www.stroika-kazan.ru) рядом с опубликованным материалом.

"Стройка в Казани" - участник сети проектов Бизнесмену.ру
Подробнее о проекте | Размещение рекламы на сайте | Добавить вашу организацию в каталог
Профессиональное создание и раскрутка сайтов

 
 

?‘???·???µ?????µ????.?€?? ?© 2008
???°???????°?‚?? ????????????

?????????»???·?????°?????µ ???°?‚?µ?€???°?»???? ???°???‚?° ?€?°?·?€?µ???°?µ?‚???? ?‚???»?????? ???€?? ?????»???????? ?€?°?·???µ?‰?µ?????? ?°???‚?????????? ???????µ?€?????‹?»???? ???° ???°???‚ "???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" (www.stroika-kazan.ru) ?€???????? ?? ???????±?»?????????°?????‹?? ???°?‚?µ?€???°?»????.

"???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" - ???‡?°???‚?????? ???µ?‚?? ???€???µ???‚???? ?‘???·???µ?????µ????.?€??
???????€???±???µ?µ ?? ???€???µ???‚?µ | ? ?°?·???µ?‰?µ?????µ ?€?µ???»?°???‹ ???° ???°???‚?µ | ?”???±?°?????‚?? ???°???? ???€???°?????·?°?†???? ?? ???°?‚?°?»????
???€???„?µ???????????°?»???????µ ?????·???°?????µ ?? ?€?°?????€???‚???° ???°???‚????