Страница 2683
ИЛЬТИЗАМ (араб .), откупная система взимания натуральных налогов в Османской империи. Официально отменена в период танзимата, фактически ликвидирована в 1925.
АМОСОВ Иван Афанасьевич (1800-78) , российский кораблестроитель, инженер-генерал (1872). Многие из построенных Амосовым кораблей были наиболее совершенными образцами кораблестроительной техники того времени.
ШВЕЛЛЕР (нем . Schweller), см. Профиль металлический.
ФАС (англ . fas, сокр. от free alongside ship - свободно вдоль борта судна), вид внешнеторгового договора купли-продажи, связанного с доставкой товара водным путем, когда в цену товара включается стоимость доставки его к борту судна.
НОУМЕН (от греч . noumenon), умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном.
БАЙКА (польск . bajka, от нидерл. baai), мягкая, плотная хлопчатобумажная или шерстяная ткань с густым начесанным ворсом. Из хлопчатобумажной байки шьют теплое белье, женскую или детскую одежду; из шерстяной - демисезонные пальто.
МОШКОВСКИЙ (Moszkowski) Мауриций (Мориц) (1854-1925) , польский пианист, композитор и педагог. С 1897 жил в Париже. Представитель салонного виртуозного направления. Фортепианные пьесы, в т. ч. концертные этюды, и др. Среди учеников - И. Гофман.
НЕОРЕАЛИЗМ , 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40-х - сер. 50-х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест - фильм "Рим - открытый город" (1945, режиссер Р. Росселлини). Главные представители в киноискусстве - Ч. Дзаваттини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми; в литературе - В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран. 2) В изо-искусстве зарубежных стран конца 1940-х-1950-х гг. Художники этого круга (напр., Б. Таслицкий, А. Фужерон во Франции) программно противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальной борьбы. Их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикой компартий. Позднее они (подобно Р. Гуттузо, крупнейшему мастеру такого рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.
ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ , гидравлическое вяжущее вещество, наиболее часто применяемое в современном строительстве. Получают совместно тонким измельчением клинкера и гипса (иногда некоторых добавок). Кроме обычного портландцемента выпускают гидрофобный, пластифицированный, сульфатостойкий, белый и цветные портландцементы и др.
КРИКЕТ (англ . cricket), спортивная командная игра (по 11 человек) с мячом и битами на травяном поле овальной формы (80 х 60-70 м) с целью разрушения бросками мяча "калитки" (ворот) соперника; напоминает бейсбол и русскую лапту. Зародилась в средние века в Англии. Распространена в Великобритании, Австралии, Канаде, Нов. Зеландии и др. Входила в программу Олимпийских игр 1900. В Международной федерации - ИКФ (ICF; основана в 1909) св. 10 стран (1991).
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-82) , глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал "Житие" и многие другие сочинения. По царскому указу сожжен.
ВНУТРЕННЕЕ УХО , система сообщающихся, заполненных жидкостью каналов и полостей в хрящевом или костном лабиринте у позвоночных животных и человека. Во внутреннем ухе расположены воспринимающие части органов слуха и равновесия - улитка и вестибулярный аппарат.
БЕШАР , город на западе Алжира, административный центр вилайи Бешар. 107 тыс. жителей (1987). Центр горнопромышленного района (разработки каменного угля, железной, марганцевой руд). Пищевкусовые, швейные, металлообрабатывающие предприятия.
АЛЕШКИ , название г. Цюрупинск до 1928.
ЛАСКЕР (Lasker) Эмануил [24 декабря 1868 (5 января 1869) Берлинхен , ныне Барлинек, Польша - 11 января 1941, Нью-Йорк], немецкий шахматист, второй в истории шахмат чемпион мира (1894-1921). Шахматный теоретик и литератор. Доктор философии и математики. Становление мастера В детстве проявил необыкновенные математические способности, перемножая в уме двузначные числа; изучал талмуд (его дед был раввин в Лессене, а отец -кантор в Берлинхене). В шахматы начал играть в 12 лет. В 1888 начал обучение на философском факультете Берлинского университета (закончил в 1902 в Гейдельбергском университете). Через год стал мастером, выиграв международный турнир в Бреславле. В 1889-92 выиграл 6 матчей у немецких и английских мастеров и турнир в Лондоне. В 1893 совершил гастроли по США, завершившиеся уникальной победой в Нью-Йоркском турнире, где он выиграл 13 партий из 13. Игру Ласкера уже тогда отличали тонкая стратегия и яркие комбинационные замыслы, глубокий анализ, высокая техника и психологический подход к сопернику. На шахматном троне В 1884 Ласкер сыграл в США первый матч на первенство мира, в котором выиграл у чемпиона планеты В. Стейница 12:7 (10 побед, 5 поражений, 2 ничьи). В последующие 27 лет провел еще 6 матчей на первенство мира; выиграл из них: у В. Стейница, 1896; Ф. Маршала, 1907; З. Тарраша, 1908, Д. Яновского, 1910, один завершил вничью (с К. Шлехтером, 1910) и один проиграл (Х. Р. Капабланке, 1921). Выиграл ряд крупнейших международных турниров - в Петербурге (1895/96, 1909, 1914), Нюрнберге (1896), Лондоне (1899), Париже (1900), Остраве-Моравской (1923), Нью-Йорке (1924). Талантливый популяризатор и пропагандист шахмат. В 1895 прочитал в Англии 12 лекций, вышедших под названием "Здравый смысл в шахматах". В 1904-09 - редактор-издатель шахматного журнала "Ласкерс чесс мэгэзин", выходившего в США. Совершил гастрольные поездки во многие страны мира с сеансами одновременной игры и лекциями. Автор классического "Учебника шахматной игры" (1926), выдержавшего в СССР 7 изданий (до 1980). Внес ценный вклад в развитие шахматной теории; его именем названы дебютные системы в испанской партии и ферзевом гамбите. Ученый и литераторВ 1902 защитил в Эрлангенском университете (Германия) докторскую диссертацию по математике на тему "О рядах на границах конвергенции", а через три года сделал математическое открытие, известное как "Ласкера кольцо", которому в 3 томе "Математической энциклопедии" (1982) посвящена специальная статья. Автор философских работ "Борьба" (1907) и "Постижение мира" (1913), о которых с похвалой отозвался его друг Альберт Эйнштейн. Вместе с братом Бертольдом написал драму, принятую к постановке в знаменитом берлинском "Дойчес театре" (1925). Плодом размышлений Ласкера над общими законами различных игр стали книги "Стратегия карточной игры" (1929) и "Игры народов" (1931). В начале 1930-х входил в олимпийскую сборную Германии по бриджу. Последние годы Ласкер - единственный в мире шахматист, участвовавший во всех шести крупных международных турнирах, состоявшихся в России и СССР до Второй мировой войны (1895-1936) - трех в Петербурге и трех в Москве. В возрасте 55 лет занял 3-е место на втором Московском турнире (1935). Преследуемый фашистским режимом, принял (вместе с женой Мартой) приглашение Советского правительства жить в Москве (дом № 8 в Большом Спасоглинищевском переулке, ныне улица Архипова). С 1935 был штатным сотрудником Института математики Академии наук СССР, которому передал свои новые исследования. Написал художественную повесть "Как Виктор стал шахматным мастером" (1936), вышедшую в Москве только в 1973. В 1938 отправился в США, где проживала дочь жены. В Чикаго завершил давно задуманный философский труд "Мировоззрение игрока" (1940). В начале 1941 тяжело заболел, умер в Нью-Йоркском госпитале "Монт-Синай". Всего в турнирах и матчах сыграл 581 партию (232 победы, 37 поражений, 112 ничьи). Творчество Ласкера оказало влияние на всех последующих чемпионов мира. По мнению Г. Каспарова, "Второй чемпион - Эмануил Ласкер - показал нам другие шахматы, вскрыл новые закономерности в игре. Его шахматы - это борьба, столкновение человеческих интеллектов"...