Страница 2880
ФОССЛЕР (Vossler) Карл (1872-1949) , немецкий филолог. Труды в области итальянской, французской, испанской литератур и языков. Главные школы "неофилологии", противопоставлявшей позитивизм и индивидуализм как два основных направления в эстетической теории языка и литературы. Разделял концепции Б. Кроче. Связывал языкознание и литературоведение с философией и историей культуры.
НОГАЙЦЫ (самоназвание - ногай) , народ в Российской Федерации, главным образом в Ставропольском кр., в Дагестане, а также в Карачаево-Черкессии, в Чечне и Ингушетии, 75,2 тыс. человек (1992). Язык ногайский. Верующие ногайцы - мусульмане-сунниты.
ЭДУАРД II (1284-1327) , английский король с 1307, из династии Плантагенетов. Был в постоянном конфликте с баронами. Во время одного из выступлений баронов, которых поддержали рыцарство и горожане (недовольные ростом налогов), низложен и убит.
ШТРИХИ (от нем . Strich - линия), в музыке - способы извлечения звука на музыкальных инструментах (легато, стаккато, на смычковых инструментах также спикатто и др.). Придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой.
ГОРКА , в авиации - фигура пилотажа - кратковременный полет самолета по восходящей прямолинейной траектории без крена.
БУЧЖОУШАНЬ (кит . непролная гора), в китайской мифологии гора, поддерживающая небо. Во время ее разрушения начался великий потоп.
ГАХН , см. Государственная Академия художественных наук.
ДЕШЕЛЕТ (Dechelette) Жозеф (1862-1914) , французский археолог. Труды по западно-европейской археологии.
САНДАЛОВОЕ ДЕРЕВО (санталовое дерево) , вечнозеленое дерево семейства санталовых. Высота ок. 10 м. Часто паразитирует на корнях сахарного тростника, бамбука, пальм и др. Растет в Индии, на п-ове Малакка и островах Малайского арх. В Индии выращивают ради ценной, душистой древесины (экспортируется).
РЕАЛИЗМ в искусстве ,1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина).2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.
КОНАКОВО (до 1930 Кузнецово) , город (с 1937) в Российской Федерации, Тверская обл., пристань на Иваньковском водохранилище. Железнодорожная станция. 43 тыс. жителей (1992). ГРЭС. Фарфоро-фаянсовый завод (основан в 1809); производство так называемого "кузнецовского фарфора". Музей при заводе.
МАРАКУШЕВ Алексей Александрович (р . 1925), российский геолог, академик РАН (1991). Труды по петрологии, геохимии и рудообразованию. Государственная премия СССР (1975).