Страница 231
КАМЕРДИНЕР (нем . Kammerdiener, букв. - комнатный слуга), служитель при господине.
ТОМСОН Александр Иванович (1860-1935) , российский языковед, член-корреспондент Петербургской АН (1910). Труды по общему и сравнительному языкознанию, армянскому языку, исторической фонетике, славянским языкам, орфографии русского языка, экспериментальной фонетике.
АРМЯНЕ (самоназвание - хай) , народ, основное население Армении (3,08 млн. человек, 1992). Живут также в Российской Федерации (532 тыс. человек), Грузии (437 тыс. человек); США (700 тыс. человек), Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. человек), Сирии (170 тыс. человек), Нагорном Карабахе (146 тыс. человек), Ливии и Турции (по 150 тыс. человек) и др. Общая численность 6,55 млн. человек. Язык армянский. Верующие армяне в основном христиане-монофиситы.
ПАЖ (франц . page), в средневековой Зап. Европе мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе (в качестве личного слуги) у знатной особы; первая ступень к посвящению в рыцари. В России в нач. 18 в. придворное звание, затем воспитанник пажеского корпуса.
ДЕДЕРЛЕЙН (Doderlein) Альберт (1860-1941) , немецкий акушер-гинеколог, основатель научной школы, автор известного руководства. Исследовал микрофлору влагалища, открыл (1887) т. н. палочку Дедерлейна, предохраняющую от патогенных микроорганизмов. Предложил ряд гинекологических операций.
ПИКАРДИЯ (Picardie) , историческая область и современный экономический район на севере Франции. Включает департаменты: Сомма, частично Эна, Па-де-Кале, Уаза. 19,6 тыс. км2. Население 1,8 млн. человек (1992). Главный город - Амьен.
ПАССЕРА (Passerat) Жан (1534-1602) , французский поэт-сатирик. Писал на французском и латинском языках. Автор стихотворного памфлета "Мениппова сатира" (1594) и др.
ПРОСТОРЕЧИЕ , слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, отклоняющиеся от литературной нормы и имеющие оттенок стилистической сниженности (напр., "захочем" вместо "захотим"). Состав и границы просторечия исторически изменчивы.
МОЛАССА (франц . mollasse), комплекс преимущественно терригенных горных пород (конгломератов, песчаников и глин), формировавшихся в краевых и межгорных прогибах при разрушении поднимающихся гор. Характерны для заключительных (орогенных) стадий образования геосинклиналей.
"СИНИЙ ВСАДНИК" ("Blauer Reiter") , объединение художников-экспрессионистов в Мюнхене (1911-14). Члены "Синего всадника" (Ф. Марк, В. Кандинский, П. Клее, А. Макке) разрабатывали проблемы живописно-декоративной и чисто колористической выразительности, тяготели к абстрактным композициям.
СИНДАКТИЛИЯ (от греч . syn - вместе и daktylos - палец), порок развития - сращение пальцев рук или (и) ног, напр. мизинца с безымянным.
СУДОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ , проектирование и постройка самоходных, радиоуправляемых и др. моделей судов различных классов для спортивных целей (стендовые соревнования и ходовые - на скорость, устойчивость, маневренность и др.). Во Всемирной организации судомоделизма и судомодельного спорта - НАВИГА (NAVIGA; основана в 1959) ок. 70 стран (1993). Чемпионаты мира с 1978.
БОЙМ (Boym) Михал (1614-59) , польский ботаник и путешественник. Сочинение Бойма "Флора Китая" (1656) положило начало "флорам" как виду ботанической литературы.
ФРЕЙМАН (Фреймане) (наст . фам. Пастернак) Лидия Эдуардовна (р. 1920), латвийская актриса, народная артистка СССР (1970). С 1947 в Латвийском театре драмы им. Упитса (Рига). Государственная премия СССР (1950, 1951).
СТИВЕНС Уоллес (1879-1955) , американский поэт. В 30-е гг., стремясь к идее поэтического "порядка", сводил к минимуму эмоционально-лирическое начало и выразительные художественные средства, сосредоточиваясь на точности изображения, его интонационных и ритмических эффектах (сборники "Гармония", 1923, 1953; "Идеи порядка", 1935). Поздняя поэзия отмечена тонкой иронией, философской проблематикой, рационалистической отточенностью формы ("Человек с голубой гитарой", 1937; "Избранные стихотворения", 1953).
ФОСКОЛО (Foscolo) Уго (наст . имя Никколо) (1778-1827), итальянский писатель, филолог. С 1816 в Великобритании. В романе "Последние письма Якопо Ортиса" (1798), поэме "Гробницы" (издана 1807), трагедиях ("Аякс", 1811; "Риччарда", 1813) отражен рост национального самосознания.