Страница 255
ДУБЯГО Дмитрий Иванович (1849-1918) , российский астроном, основатель и первый директор обсерватории им. В. П. Энгельгардта ок. Казани (1901-18). Труды по теоретической астрономии и астрометрии.
БАЛЛИСТИКА (нем . Ballistik, от греч. ballo - бросаю), наука о движении артиллерийских снарядов, неуправляемых ракет, мин, бомб, пуль при стрельбе (пуске). Внутренняя баллистика изучает движение снаряда в канале ствола (или в других ограничивающих движение условиях) под действием пороховых газов, внешняя - после вылета его из канала ствола.
НЕВМЕНЯЕМОСТЬ , неспособность лица вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. Лицо, признанное судом невменяемым, не подлежит уголовной ответственности (см. Принудительные меры медицинского характера).
СКОРПЕНЫ , то же, что морские ерши.
АЙЕР (Ayer) Алфред Джулс (р . 1910), английский философ, представитель неопозитивизма. Пропагандировал идеи Венского кружка; для поздних работ характерна тенденция к лингвистической философии.
ГИКСОСЫ , кочевые азиатские племена, ок 1700 до н. э. захватившие Египет. Поселившись в Дельте, гиксосы основали свою столицу Аварис. В нач. 16 в. до н. э. господство гиксосов было ликвидировано египтянами.
"КОНСТАНТИНОВ ДАР" , подложная грамота, составленная в папской канцелярии, по-видимому, в сер. 8 в. для обоснования притязаний пап на светскую власть. Согласно "Константинову дару", в 4 в. римский император Константин I передал папе Сильвестру I верховную власть над западной частью Римской империи, в т. ч. над Италией. Подложность "Константинова дара" доказал Лоренцо Валла.
ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (1797-1856) , немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в "Книге песен" (1827), проникнутой народно-мелодической стихией, и сборник "Ромасеро" (1851), где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужества противостояния судьбе (с 1848 Гейне прикован к постели). Язвительные политические стихи (в т. ч. поэмы "Атта Тролль", 1843, и "Германия. Зимняя сказка", 1844), обличающие современную феодально-монархическую и филистерскую Германию. Те же темы и мотивы в прозаических "Путевых картинах" - остроумном обзоре современного состояния Германии и Европы (части 1-4, 1826-31), в публицистических эссеистских книгах "Романтическая школа" (1833), "К истории религии и философии в Германии" (1834; влияние идей утопического социализма) и др.
ЭЙХЕНВАЛЬД Александр Александрович (1864-1944) , российский физик, академик АН Украины (1919). С 1920 в эмиграции, умер в Италии. Труды по электричеству, оптике и акустике. В 1903 экспериментально установил тождественность магнитных свойств конвекционного тока и тока проводимости. Обнаружил магнитное поле тока смещения (опыт Эйхенвальда). Теоретически рассмотрел (1908) движение энергии при полном внутреннем отражении света, а также распространение звуковых волн большой интенсивности (1934). Известен как блестящий лектор и демонстратор.
ИРБИНСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ железорудное , в Российской Федерации, на юге Красноярского кр. Известно с кон. 17 в.; на базе месторождения с 1734 по 1859 работал первый в Сибири чугуноделательный завод. Представлено контактово-метасоматическими залежами магнетитовых руд в эффузивно-терригенных породах. Запасы 56 млн. т руды с содержанием Fe 38,8%.
ОПОЛЗНИ , скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Возникают вследствие подмыва склона, переувлажнения (особенно при наличии чередования водоупорных и водоносных пород), сейсмических толчков и др.
КАССАВЕТЕС (Cassavetes) Джон (1929-89) , американский актер и кинорежиссер. Работал в театре и на телевидении, с 1951 снимался в кино. Для игры Кассаветеса характерны внутренняя напряженность и тонкий психологизм, его персонажи стали предтечей "антигероев" 1960-х гг. Снимался в фильмах "Убийцы" Д. Сигела (по Э. Хемингуэю), "Ребенок Розмари" Р. Поланского. Режиссерский дебют (фильм "Тени", 1961) предопределил манеру "авторского" импровизационно-хроникального кинематографа Кассаветеса ("Женщина под влиянием", 1974; "Глория", 1980; "Потоки любви", 1983 и др.)