Страница 265
ФОМА СПЛИТСКИЙ (Foma Splitski) (Фома Архидьякон) (ок . 1200-68), нотариус и каноник, с 1230 архидьякон в Сплите. Автор хроники "История архиепископов Солоны и Сплита" - источника по средневековой истории югославских народов.
ШЭН , китайский музыкальный инструмент, тип губного органа. В резонатор с мундштуком по окружности вставлены бамбуковые трубки (обычно 17) с медными язычками. Распространен в странах Дальнего Востока.
ЗЕЛЕНОГОРСК (до 1948 Териоки) , город (с 1946) в Российской Федерации, Ленинградская обл., на берегу Финского зал., в 50 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Железнодорожная станция. 13,6 тыс. жителей (1992). Приморская климатическая курортная местность.
САМАРКАНД , город в Узбекистане, центр Самаркандской обл., в долине р. Зеравшан. Железнодорожный узел. 395 тыс. жителей (1991). Машиностроение (лифты, киноаппаратура, бытовые холодильники, телевизоры, кондиционеры, оборудование для хлопкоочистительной промышленности и др.), легкая (в т. ч. хлопкоочистительная, шелкоткацкая), пищевкусовая (консервная, табачная и др.), химическая и др. промышленность. 6 вузов (в т. ч. университет), 4 театра. Музеи: истории культуры и искусства Узбекистана, основания города, мира и солидарности, Музей М. Улугбека, Дом-музей Айни. Известен с 329 до н. э. под названием Мараканда, в кон. 14-15 вв. столица государства Тимуридов, в 1868-1917 в Российской империи, в 1924-30 столица Узбекской ССР. Старинный центр художественных ремесел. Архитектурные памятники 14-17 вв.: ансамбль пл. Регистан, Биби-Ханым, мавзолей Гур-Эмир, ансамбль Шахи-Зинда и др.
ЛИОНС (Lions) Жак Луи (р . 1928), французский математик и механик, иностранный член АН СССР (1982). Труды по теории дифференциальных уравнений и ее приложениям к задачам механики и физики.
АЙХ (Эйх) (Eich) Гюнтер (1907-72) , немецкий писатель. Член "Группы 47". Гуманистическая лирика, использующая приемы модернистской поэзии (сборники "Послания дождя", 1955, "К делу", 1964). Рассказы, радиопьесы.
ИСААК Гульсарский (Персидский) (ум . ок. 345), пресвитер, священномученик, пострадавший в гонение царя Шапура II. Память в Православной церкви 20 ноября (3 декабря).
КАТТАНЕО (Cattaneo) Карло (1801-69) , итальянский буржуазный демократ, один из руководителей демократическо-республиканского крыла Рисорджименто.
КОНОВАЛОВ Александр Иванович (1875-1948) , российский текстильный фабрикант, лидер партии прогрессистов и "Прогрессивного блока" в 4-й Государственной думе. Министр торговли и промышленности во Временном правительстве 1917. После Октябрьской революции в эмиграции.
АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА , художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки.При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в "Абрамцевском музее": в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.В 1890 один из учеников В. П. Ворносков основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого "ворносковского" стиля оказали профессиональные художники - В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея.Изделия Ворноскова и его последователей - ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов - веточек, завитков, розеток - к цельным орнаментальным композициям, покрывающим все изделие.В 1922 в Кудрине была организована артель "Возрождение", которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х гг. в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства. К Международной выставке в Париже в 1937 кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений - В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.Литература:Арбат Ю. А. Шесть золотых гнезд. М., 1961.Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву. М., 1979.Национальный стиль в русском искусстве XIX - начала XX века: Каталог выставки. М., 1990.Мамонтова Н. Н. "Русский стиль" второй половины XIX в. и художественные промыслы // Русское искусство XIX - начала XX веков. М., 1992.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский