Страница 3001
ШКОЛА КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ (ШКМ , до 1930 школа крестьянской молодежи), в 1923-34 трехгодичная сельская общеобразовательная средняя школа в СССР на базе начальной школы. Сочетала 7-летнее общее образование с теоретическим и практическим изучением сельского хозяйства. Преобразована в неполную среднюю школу.
АЛЬТ (итал . alto, букв. - высокий), 1) партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора. 2) Низкий детский голос. 3) Струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, больше скрипки.
УБСУНУРСКАЯ КОТЛОВИНА , заповедник в Российской Федерации, Тува. Основан в 1993. Площадь 39,6 тыс. га. 5 участков: в самой котловине - опустыненные степи с участками сосновых лесов; на южных склонах нагорья Сангилен - горно-таежные леса, горные степи и луга; на южных склонах хр. Вост. Танну-Ола охраняются лиственничные и кедровые (сосна кедровая) редколесья и горные степи; у пресного оз. Тере-холь - барханы; в массиве Монгун-Тайга - высокогорные ландшафты со следами древнего оледенения. Характерны манул, перевязка, тарбаган; черный гриф, белоголовый сип, степной орел и другие представители животного мира Центральной Азии.
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ (от лат . administro - управляю, заведую), бюрократический метод управления посредством командования.
ГАУТАМА , см. в ст. Будда.
КРЖИЖИК Франтишек (1847-1941) , чешский электротехник. Усовершенствовал железнодорожную сигнализацию и блокировку (1873). Изобрел экономичную дифференциальную дуговую лампу. Основал первый чехословацкий электротехнический завод (1881), строитель первых чехословацких электростанций (1888) и электрических железных дорог (1903).
ТОТ , в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Греки отождествляли его с Гермесом.
ГОРОДСКОЙ КЛИМАТ , местный климат крупного города. От климата окружающей местности обычно отличается повышенными температурами и загрязненностью воздуха, ослаблением солнечной радиации, увеличением облачности и осадков летом, туманов зимой.
РУДОЛЬФА ОСТРОВ , самый северный остров в арх. Земля Франца-Иосифа. Ок. 297 км2. Высота до 461 м. Почти покрыт ледниковым покровом. Полярная станция (с 1932). Назван австрийским исследователем Ю. Пайером по имени австрийского наследного принца.
ГЛАВНЫЙ , ИЛИ ВОДОРАЗДЕЛЬНЫЙ, ХРЕБЕТ, в системе Б. Кавказа, в его наиболее приподнятой осевой части. Является водоразделом рек, стекающих на север (бассейны Кубани, Терека и др.) и на юг (бассейны Кодори, Ингури, Риони, Куры и др.). Высота до 5068 м (г. Шхара). Ледники.
ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР , см. Духовой оркестр.
СКРЫТЫЙ СИМВОЛИЗМ , символический подтекст, замаскированный в речевом высказывании или художественном произведении. В более узком смысле - вольнодумные политические намеки в искусстве, создаваемом в условиях усиленного цензурного гнета. Среди примеров - стиль карнавализма в России "застойного" периода или творчество многих мастеров бывших соцстран, в частности, В. Матойера и В. Тюбке в ГДР, где эти веяния составили особое направление "эмблематической живописи"(Sinnbildmalerei).
ТРУДА ИНСТИТУТ Министерства труда Российской Федерации , основан в 1955 в Москве. Ведет разработку проблем производительности труда и его организации, заработной платы, социального обеспечения.
ВИДЕО-АРТ (англ . video art), направление в изо-искусстве последней трети 20 в., использующее возможности видеотехники. В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах, а производит также экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению. Главным основоположником направления считается американец корейского происхождения Нам Юнь Пайк.
АРХАТ , в буддизме хинаяны существо, достигшее "освобождения" (нирваны) от цепи перерождений (сансары).
ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАКЦИЯ , направление в абстрактной живописи, сложившееся в 1950-е гг. как реакция на абстрактный экспрессионизм. Свободный мазок, "растрепанная" фактура последнего сменились здесь ровно закрашенными цветовыми полями, рассчитанными на сильный психологический эффект простых и монументальных форм в состоянии контраста или гармонии. Работы мастеров пост-живописной абстракции (К. Ноланд, Б. Ньюмен, Ад Рейнхардт, Ф. Стелла, США) обозначают также понятием живописи "твердого края", "хардэджа"(от англ. hard edge), подчеркивающим аскетичную линейную четкость этих композиций.