Страница 3236
БАНДЖУЛ (Banjul) , столица Гамбии. 44 тыс. жителей (с пригородами - 145 тыс. жителей, 1986). Порт. Международный аэропорт. Пищевая промышленность. Речное судостроение. Основан в 1816 англичанами под названием Батерст (переименован в 1973).
ВЕТЛА (белотал) , дерево рода ива.
ТУРАЧ (франколин) , птица семейства фазановых. Длина ок. 35 см. От о. Кипр и М. Азии до северо-восточной части Индостана (в т. ч. в восточной части Закавказья и юго-западе Туркмении). Численность сокращается.
РОЖОК , русский духовой музыкальный инструмент (чаще пастуший).
УЛЬТРАФИЛЬТРАЦИЯ , разделение растворов и коллоидных систем с помощью полупроницаемых мембран в специальных аппаратах под давлением 0,1-0,8 МПа. Применяют для очистки сточных вод, крови, вакцин, фруктовых соков и др.
ПОЛЛУЦИТ (поллукс) , минерал подкласса каркасных силикатов, (Cs, Na)AlSi2O6.nH2O, где n<1. Белые, бесцветные массы. Твердость 6,5; плотность 2,9 г/см3. Встречается в гранитных пегматитах. Руда цезия.
КЛИОНЫ , то же, что сверлящие губки.
РАВНОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАКОН , теорема классической статистической физики, согласно которой на каждую степень свободы системы в равновесном состоянии приходится средняя энергия kT/2, где k - Больцмана постоянная, T - абсолютная температура.
КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПО ОХРАНЕ АВТОРСКИХ ПРАВ , устанавливают обязательства государств по охране авторского права на произведения граждан стран-участниц. Наибольшее значение имеют Бернская конвенция 1886 и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952.
ШИРПОТРЕБ ЧЕРНАЯ , сорт вишни из группы гриотов, выведенный И. В. Мичуриным. Плоды средней величины, сладкие с легкой кислотой. Урожайность 5-10 кг с дерева.
КРАВЧЕНКО Григорий Пантелеймонович (1912-43) , дважды Герой Советского Союза (1939), генерал-лейтенант авиации (1940). Участник боев против японских захватчиков в Китае, на р. Халхин-Гол и советско-финляндской войне. В Великую Отечественную войну командующий ВВС армии и командир авиадивизии. Погиб в воздушном бою.
ВАРАХИСИЙ Персидский (ум . ок. 330), христианский мученик, пострадавший в Персии в гонение Шапура II; брат мученика Ионы Персидского. Память в Православной церкви 28 марта (10 апреля), в Католической - 29 марта.
ШИШКИН Иван Иванович [13 (25) января 1832 , Елабуга, ныне Татарстан - 8 (20) марта 1898, Петербург], российский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором "Истории города Елабуги". Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.Раннее творчествоДля ранних работ мастера ("Вид на острове Валааме", 1858, Киевский музей русского искусства; "Рубка леса", 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма "кулисного" построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).ЗрелостьВ 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872) и "Рожь" (1878; обе - Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто "лес", но лес из "осокорея, вязов и частью дубов" (дневник 1861 года) или "лес еловый, сосновый, осина, береза, липа" (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина - такие, как "Рожь" или "Среди долины ровныя..." (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), "Лесные дали" (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные "интерьеры" ("Сосны, освещенные солнцем", 1886; "Утро в сосновом лесу" где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою "объективность" и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного "пейзажу настроения" саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока).В Елабуге открыт дом-музей художника.Литература:И. И. Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1978.Новоуспенский Н. Н. И. И. Шишкин: Альбом-проспект. Л., 1982.Манин В. С. Иван Шишкин. М., 1996.М. Н. Соколов