Страница 3499
ЯХИМОВ (Jachymov) , бальнеологический и климатический курорт в Чехии, в Рудных горах, к северу от г. Карлови-Вари.
СПИРИТУАЛИЗМ (от лат . spiritualis - духовный), философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи. Как философский термин введен в 19 в. В. Кузеном; в дальнейшем спиритуализмом стали называть ряд школ и направлений преимущественно во французской и итальянской философии 19-20 вв.
ПИРЕТРУМ , род многолетних трав семейства сложноцветных. Ок. 100 видов, в умеренном поясе Евразии и Сев. Африке. На всех континентах возделывают несколько видов, содержащих пиретрины, которые используются как инсектициды; некоторые виды декоративные и пряные растения. Виды пиретрумов часто называют ромашкой.
АСАНЬЯ Мануэль (1880-1940) , президент Испанской республики в 1936-39, один из лидеров правого крыла Народного фронта. В 1931-33, 1936 (февраль-май) глава правительства.
ГРУППЕТТО , см. Орнаментика.
"БАЗАЛЬТОВЫЙ" СЛОЙ , нижний слой земной коры, расположенный между Конрада поверхностью и Мохоровичича поверхностью. Выделяется по сейсмическим данным; состоит предположительно из габбро.
ГОНАДОТРОПНЫЕ ГОРМОНЫ (от гонады и греч . tropos - направление), у животных и человека вырабатываются гипофизом, плацентой и регулируют деятельность половых желез (гонад). Гонадотропные гормоны - фолликулостимулирующий и лютеинизирующий гормоны, пролактин, а также хорионический гонадотропин.
МОРГЕНШТЕРН (Morgenstern) Оскар (1902-77) , американский экономист и математик. Родился в Германии, работал в Австрии, с 1938 в США. Основные труды по применению математики к экономическим проблемам. Совместно с Дж. фон Нейманом систематически изложил игр теорию (1944).
ИММАНУИЛ РИМСКИЙ (ок . 1268 - ок. 1330), еврейский поэт. Писал на арабском и древнееврейском языках. Жил в Италии. Создал образцы сонетов, многих макам, лирических стихов, антиклерикальную поэму "Ад и рай", новеллы.
ЭКЗЕКВАТУРА (от лат . exsequor - выполняю), в международном праве:..1) разрешение на исполнение консульских обязанностей, выдаваемое обычно иностранному консулу министерством иностранных дел государства пребывания...2) Постановление судебных органов данной страны об исполнении решения иностранного суда.
ЯБЛОЧКОВ Павел Николаевич (1847-94) , российский электротехник. Изобрел (патент 1876) дуговую лампу без регулятора - электрическую свечу ("свеча Яблочкова"), чем положил начало первой практически применимой системе электрического освещения. Работал над созданием электрических машин и химических источников тока.
БРАНДМАУЭР (нем . Brandmauer), устаревшее название противопожарной стены.
РОК-АЙЛЕНД (Rock Island) , город на севере США, шт. Иллинойс. 47 тыс. жителей (1989). Порт на р. Миссисипи. Машиностроение, металлообрабатывающая, пищевая, военная промышленность (арсенал).
КАЛЕЙДОСКОП (от греч . kalos - красивый, eidos - вид и ...скоп), трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Изобретен Д. Брюстером в 1817, впоследствии стал детской игрушкой. В переносном смысле - быстрая смена лиц, событий.
ИММАНЕНТНЫЙ (от лат . immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному - трансцендентный.
ГРОМ , звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения (а следовательно, повышения давления) воздуха на пути молнии.
СУБЪЕКТИВИЗМ , мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности.
САНЬГО (Троецарствие) , период в истории Китая (220-265 или 220-280), получивший название по числу 3 царств (Вэй, У и Шу), образовавшихся после распада в 220 империи Хань. Отмечен борьбой между царствами.
МАГМАТОГЕННЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ (глубинные , эндогенные), залежи полезных ископаемых, источником минеральных веществ которых служит магма; образуются при обособлении магматических расплавов, газообразных и жидких минеральных растворов в процессе остывания и кристаллизации магмы в недрах Земли. Выделяют магматические пегматитовые, карбонатитовые, скарновые, гидротермальные магматогенные месторождения.
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) , российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины ("С квартиры на квартиру", 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок ("После побоища", 1880, "Аленушка", 1881, "Богатыри", 1881-98). Выступал как театральный художник ("Снегурочка" А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3 (15) мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской области - 23 июля 1926, Москва), российский художник. Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.Годы учебы Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок. Ранний период Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин - петербургская беднота, напр., чета обнищавших стариков, меняющая жилище ("С квартиры на квартиру", 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина "Преферанс" (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.Фольклорно-исторические картины Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода - картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам "Слова о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897). Наибольшую известность получила картина "Три богатыря" (1881-98; все четыре - в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества. На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., "Три царевны подземного царства", 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке) творчество нового, "эпического" Васнецова находит горячий отклик как выражение "нового русского стиля".Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского "Снегурочка" (акварель, 1881-82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената.Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно "Каменный век" (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.Архитектура и дизайн Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, "растительная" целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная "Избушка на курьих ножках" (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.Поздний период Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Он вступает в "Союз русского народа", оформляя своими славянскими орнаментами издания "союзников". Полны сложного аллегорического подтекста картины "Царевна-Лягушка" (1901-18) и "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" (1913-18); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова (1926; все три - Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние.В 1953 московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка).Литература: В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения Современников. М., 1987.В. М. Васнецов: Каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. М., 1990.Лазуко А. К. В. М. Васнецов. Л., 1990.В. М. Васнецов. 1848-1926: Сб. материалов. М., 1994.Пастон Э. В. В. Васнецов. М., 1996.М. Н. Соколов