Страница 3505
ЗАПАДНАЯ КОРДИЛЬЕРА АНД (Cordillera Occidental) (Западные Кордильеры Анд) , высокий западный край горной системы Анд в Юж. Америке, от Колумбии до 23° ю. ш. Длина ок. 400 км, высота до 6768 м (г. Уаскаран). Действующие вулканы. На склонах на севере - влажные вечнозеленые леса, на юге - пустыни.
ФОТОДИОД , полупроводниковый диод, обладающий односторонней фотопроводимостью, возникающей при воздействии на него оптического излучения. Используется в устройствах автоматики, вычислительной, измерительной техники и др. в качестве генератора фотоэдс или для управления током в электрических цепях.
ТАТИЩЕВ Сергей Спиридонович (1846-1906) , российский историк. Труды по истории русской дипломатии и внешней политики, биография Александра II; "Род Татищевых 1400-1900" (1900).
СПАГИС Андрейс (1820-71) , латышский публицист, лидер младолатышей. Боролся против привилегий немецких помещиков, за буржуазные реформы и расширение прав крестьян.
ДЕКРЕТ О МИРЕ , принят в ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9 ноября) 1917 2-м Всероссийским съездом Советов. Призвал участников 1-й мировой войны начать переговоры о справедливом, демократическом мире.
ВЗАИМНО ОДНОЗНАЧНОЕ СООТВЕТСТВИЕ , такое соответствие между элементами двух множеств, при котором каждому элементу первого множества соответствует один определенный элемент второго множества, а каждому элементу второго множества - один определенный элемент первого множества.
ТЮРЕНКОВ Александр Алексеевич (р . 1924), российский скульптор. Один из участников создания памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67). Ленинская премия (1970).
КОМЭНЕЧ Надя (р . 1961), румынская спортсменка (гимнастика), чемпионка Олимпийских игр (1976, 1980), мира (1978, 1979), Европы (1975, 1977, 1979) в различных видах гимнастического многоборья.
ПЛОТНОСТЬ ТОКА , одна из основных характеристик электрического тока; равна электрическому заряду, переносимому в 1 с через единичную площадку, перпендикулярную направлению тока.
СЕКЬЮРИТИ (англ . security - безопасность), служба охраны порядка и безопасности.
КАМЕНЬСКИЙ (Kamienski) Мацей (1734-1821) , польский композитор. Первая национальная опера "Осчастливленная нищета" (1778) и дргугие оперы на сюжеты из народной жизни, "Драматическая кантата" (1788), оратории, мессы, фортепьянные пьесы, в т. ч. полонезы.
МИЛЯ (англ . mile), единица длины, имевшая распространение в национальных неметрических системах единиц и применяющаяся ныне главным образом в морском деле. 1 миля (морская) = 1,852 км; в Великобритании 1 миля (морская) = 1,853 км, 1 миля сухопутная (уставная) = 1,609 км (применяется также в настоящее время в США). Старая русская миля = 7,468 км.
ДЕЗУЛЬЕР (Deshoulieres) дю Лижье де ла Гард Антуанетта (ок . 1638-94), французская поэтесса и драматург. Автор баллад, идиллий, переложений Псалтыри.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) , период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533-52) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605-15) Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).