Глоссарий: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42, часть 43, часть 44, часть 45, часть 46, часть 47, часть 48, часть 49, часть 50, часть 51, часть 52, часть 53, часть 54, часть 55, часть 56, часть 57, часть 58, часть 59, часть 60, часть 61, часть 62, часть 63, часть 64, часть 65, часть 66, часть 67, часть 68, часть 69, часть 70, часть 71, часть 72, часть 73, часть 74, часть 75, часть 76, часть 77, часть 78, часть 79, часть 80, часть 81, часть 82,
Авторизация  |  Регистрация на сайте  |  Забыли пароль?
Логин: 
Пароль: 
Глоссарий

Страница 394

ХЛОР (лат . Chlorum), Cl, химический элемент VII группы периодической системы Менделеева, атомный номер 17, атомная масса 35,453, относится к галогенам. Название от греч. chloros - желто-зеленый. Газ желто-зеленого цвета с резким запахом; плотность 3,214 г/л; tпл ?101 °С; tкип ?33,97 °С; при обычной температуре легко сжижается под давлением 0,6 МПа. Химически очень активен (окислитель). Главные минералы - галит (каменная соль), сильвин, бишофит; морская вода содержит хлориды натрия, калия, магния и др. элементов. Применяют в производстве хлорсодержащих органических соединений (60-75%), неорганических веществ (10-20%), для отбелки целлюлозы и тканей (5-15%), для санитарных нужд и обеззараживания (хлорирования) воды. Токсичен.

ТРОПОСФЕРА (от греч . tropos - поворот и сфера), нижний, основной слой атмосферы до высоты 8-10 км в полярных, 10-12 км в умеренных и 16-18 км в тропических широтах. В тропосфере сосредоточено более 1/5 всей массы атмосферного воздуха, сильно развиты турбулентность и конвекция, сосредоточена преобладающая часть водяного пара, возникают облака, развиваются циклоны и антициклоны.

ПЯТРАУСКАС Микас (1873-1937) , литовский композитор, дирижер. Основоположник национальной оперы и оперетты, пропагандист народной музыки. Брат К. Пятраускаса. Оперы. "Бируте" (1906), "Эгле - королева ужей" (1918).

ДОИЛЬНЫЙ АППАРАТ , устройство для механического доения коров. Отсасывает молоко в результате образования искусственного вакуума в доильных стаканах, надеваемых на соски коровы. Различают доильные аппараты двухтактные (такты сосания и сжатия) и трехтактные (такты сосания, сжатия и отдыха).

МОРИЦ (Moritz) Карл Филипп (1756-93) , немецкий писатель. Экспериментально-психологический роман-автобиография "Антон Райзер"(1785-90).

БУРОВ Андрей Константинович (1900-57) , российский архитектор, изобретатель, доктор технических наук. Разработал проекты крупноблочных (1939-41) и крупнопанельных (1948-49) жилых домов, способ изготовления стекловолокнистых анизотропных строительных материалов (1956).

ЦЕНТРОКАСПИЙ (Центральный комитет Каспийской военной флотилии) , высший выборный орган (Баку, 1-я пол. 1917 - июль 1918). В первом составе Центрокаспия преобладали эсеры и меньшевики. Во главе второго состава - большевик А. Р. Кузьминский. С падением Советской власти в Баку эсеры и др., маскируясь именем Центрокаспия, создали антисоветское правительство - т. н. Диктатуру Центрокаспия.

ТАТЛИН Владимир Евграфович [16 (18) декабря 1885 , Москва - 31 мая 1953, там же], российский художник, дизайнер, сценограф, один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в., родоначальник художественного конструктивизма. Годы юности и ученичестваТатлин родился в семье инженера-технолога, учился в Харьковском реальном училище. Пятнадцатилетним подростком, убежав из дому, устроился юнгой на пароход и побывал в Стамбуле, затем плавал на учебном парусном судне. В 1905-10 учился в Пензенском художественном училище, где получил звание "профессионального рисовальщика". Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга. В каникулярные месяцы ученических лет много занимался изучением и копированием образцов древнерусского искусства. Став художником, в начале 1910-х гг. несколько раз совершал морские путешествия, нанимаясь на лето в Одессе матросом.Вхождение в круг новаторовВ конце 1900-х - начале 1910-х гг. художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде всего с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, А. Е. Крученых и другими. В те годы в сферу интересов Татлина входили в основном живопись и рисунок. Самыми значительными работами стали холсты "Матрос (Автопортрет)" (темпера, 1911, Русский музей), "Продавец рыб" (клеевые краски, 1911, Третьяковская галерея). Моряки, рыбаки - романтические герои, связанные с морем, - часто бывали персонажами его рисунков и холстов; отождествление себя с бывалым "морским волком" - черта длительного периода в биографии Татлина.Татлин быстро выдвинулся в среде русских авангардистов; участвовал в иллюстрировании футуристических книг, в конце 1911 оформил спектакль "Царь Максимилиан" в Московском литературно-художественном кружке, затем самостоятельно работал над сценографией опер М. Глинки "Жизнь за царя" (1913-15) и Р. Вагнера "Летучий голландец" (1915-18).Летом 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью многие "левые художники", ведя аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920-х гг. Татлин был одной из двух центральных фигур русского авангарда, наряду с К. С. Малевичем, в соперничестве с которым развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов.Участник множества отечественных выставок, в феврале-марте 1914 как певец и бандурист сопровождал выставку русского народного искусства в Берлине, затем поехал в Париж, где посетил мастерскую Пикассо. Создание контррельефовВ мае 1914 в Москве Татлин организовал "Первую выставку живописных рельефов". Выставленные произведения (их другими названиями были "материальные подборы", "контррельефы") представляли собой объемно-пространственные композиции, изготовленные из заведомо "нехудожественных" материалов - железа, картона, дерева, стекла, штукатурки и т. д., иногда в комбинации с бытовыми предметами или фрагментами готовых изделий (обоями, тисненой фольгой, ножкой стула, консервной банкой и т. д.). Контррельефы Татлина, в которых материалы, существующие в жизни, стали и объектом искусства, и самим искусством, наметили выходы к новым пространственным концепциям и послужили мощным стимулом в самоопределении многих русских мастеров-новаторов. Послереволюционная деятельностьПосле Октябрьской революции Татлин энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 был членом "левого блока", председателем "молодой фракции" в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 - председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса, член музейного отдела, инициатор создания музеев нового типа ("музеев художественной культуры"). В 1917 оформил вместе с Г. Б. Якуловым и другими кафе "Питтореск". Был председателем Объединения левых течений в искусстве (1921-25), руководил Отделом материальной культуры Государственного института художественной культуры (1923-25) в Петрограде-Ленинграде."Модель проекта Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу"В 1919-20 Татлин спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения - Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу ("Башни Татлина") - выставленную в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов. Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из "металлических" балок (изготовленных на самом деле из деревянных реек) и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Энергичная диагональ "Башни Татлина" сочеталась с двумя охватывающими ее спиралями, вращающиеся объемы были вписаны внутрь обнаженной каркасной структуры. Грандиозное здание-монумент, сконструированное на основе новаторских художественно-пластических и технико-инженерных форм, обладало утилитарным назначением, и вместе с тем его образ был неразрывно связан с символическим выражением утопических социально-общественных идеалов. Сам Татлин почитал свое творение высшим достижением "синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры". Оригинальная пятиметровая модель "Башни Татлина", выставленная в последний раз в 1930, была затем утрачена (наиболее точная из многочисленных реконструкций модели "Башни" была создана в России в 1992-93).Деятельность Татлина в 1920-е гг.В 1919-25 художник был связан с Петроградом-Ленинградом; в 1925-27 работал в Киеве, преподавал в Киевском художественном институте; с 1927 и до конца дней проживал в Москве. В 1923 в Государственном институте художественной культуры в Петрограде Татлин поставил спектакль "Зангези" по поэме Велимира Хлебникова, где выступил как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант "конструктивистского театра". В тот же период мастер обратился к деятельности в утилитарно-прикладной сфере, создал многочисленные эскизы мужской и женской одежды, характеризовавшиеся простотой и практичностью, проектировал посуду, мебель и т. д. Дизайнерское мышление Татлина отличалось необычной чертой: он стремился выдвинуть проектную идею, реализация которой в лучшем случае была бы возможна в будущем. В 1929-32 художник и его помощники работали над уникальной моделью одноместного летательного аппарата "Летатлин", испытания которого закончились неудачей. Последние десятилетия жизниВ 1931 Татлин получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1932 состоялась его единственная прижизненная персональная выставка. Начиная с 1930-х гг., творчество художника шельмовалось как "формалистическое". Татлин вынужден был зарабатывать на хлеб как театральный художник, консультант в архитектурной мастерской, руководитель бригады художников, исполнявших наглядные пособия для Московского государственного университета. С конца 1930-х гг. обратился к реалистической живописи, создав немалое количество натюрмортов, пейзажей, портретов. Возрождение интереса к наследию Татлина началось в 1960-е гг., с тех пор в разных странах мира были проведены многочисленные выставки, позволившие оценить вклад выдающегося русского мастера в художественную культуру 20 в.Литература:Владимир Татлин: Ретроспектива / Сост. Ан. Стригалев и Юрген Хартен на рус. и нем. яз. Кельн, 1993.Shadowa L. A. Tatlin. Budapest, 1984. (Переиздана в 1987 на нем., в 1988 на англ., в 1989 на франц. яз.).А. С. Шатских

Стройка в Казани

Авто в Казани

Банки Казани

Индустрия Казани

Сфера услуг Казани

Мебель в Казани

Туризм в Казани

Отели в Казани

Красота в Казани

Мода в Казани

Рестораны Казани

Реклама в Казани

Полиграфия в Казани

СМИ в Казани

Интернет в Казани

 

Бизнесмену.ру © 2008
Написать письмо

Использование материалов сайта разрешается только при условии размещения активной гиперссылки на сайт "Стройка в Казани" (www.stroika-kazan.ru) рядом с опубликованным материалом.

"Стройка в Казани" - участник сети проектов Бизнесмену.ру
Подробнее о проекте | Размещение рекламы на сайте | Добавить вашу организацию в каталог
Профессиональное создание и раскрутка сайтов

 
 

?‘???·???µ?????µ????.?€?? ?© 2008
???°???????°?‚?? ????????????

?????????»???·?????°?????µ ???°?‚?µ?€???°?»???? ???°???‚?° ?€?°?·?€?µ???°?µ?‚???? ?‚???»?????? ???€?? ?????»???????? ?€?°?·???µ?‰?µ?????? ?°???‚?????????? ???????µ?€?????‹?»???? ???° ???°???‚ "???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" (www.stroika-kazan.ru) ?€???????? ?? ???????±?»?????????°?????‹?? ???°?‚?µ?€???°?»????.

"???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" - ???‡?°???‚?????? ???µ?‚?? ???€???µ???‚???? ?‘???·???µ?????µ????.?€??
???????€???±???µ?µ ?? ???€???µ???‚?µ | ? ?°?·???µ?‰?µ?????µ ?€?µ???»?°???‹ ???° ???°???‚?µ | ?”???±?°?????‚?? ???°???? ???€???°?????·?°?†???? ?? ???°?‚?°?»????
???€???„?µ???????????°?»???????µ ?????·???°?????µ ?? ?€?°?????€???‚???° ???°???‚????