Страница 637
ДЖАМБУЛСКАЯ ОБЛАСТЬ в Казахстане . 144,2 тыс. км2. Население 1056 тыс. человек (1991). Адм. ц. - Джамбул.
ДРОЗД Владимир Григорьевич (р . 1939), украинский писатель. Биографический роман "Ритмы жизни" (1974) о С. Н. и А. А. Богомольцах, романы "Инна Сиверская, судья" (1986), "Спектакль" (1988), сборник повестей "Земля под копытами" (1983), рассказы о социальных и нравственных проблемах современности.
ВАРШАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ , Польша, основан в 1816 (статус университета с 1818). В 1990 ок. 25 тыс. студентов.
РЫСЬ , вид поступательного движения лошади (ускоренный аллюр в два темпа), при котором она переставляет одновременно две ноги, расположенные по диагонали. В зависимости от вида рыси (укороченная, нормальная, размашистая) скорость движения 9-50 км/ч, длина шага 2-6,7 м.
ГИБЕРНАЦИЯ ИСКУССТВЕННАЯ (от лат . hibernatio - зимняя спячка) (глубокая нейроплегия), искусственно вызванное состояние замедленной жизнедеятельности организма, напоминающее зимнюю спячку животных. Достигается применением нейролептических и других лекарственных средств, блокирующих механизмы нейроэндокринных реакций (при хирургических операциях, шоке и др.).
НИАМЕЙ (Niamey) , столица Нигера, пристань на левом берегу р. Нигер. Ок. 392 тыс. жителей (1988). Международный аэропорт. Легкая, пищевая промышленность. Ремесла (выделка кож, изготовление изделий из серебра, золота). Университет. Национальный музей. В 1926-60 административный центр французского владения Нигер, с 1960 - столица Нигера.
МИКРОПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ , вид управления ЭВМ, при котором каждая команда выполняемой программы является обращением к т. н. микропрограмме - набору микрокоманд, определяющих выполнение элементарных машинных операций, в совокупности составляющих вычислительный процесс.
ОЛИМПИЙСКИЙ ДЕВИЗ , лат. "Citius, altius, fortius" ("Быстрее, выше, сильнее"), с 1920 входит в Олимпийскую эмблему.
ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (22 мая 1881 , Тирасполь Херсонской губернии - 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), российский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера, Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910; педагогами его были И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, С. В. Иванов. До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н. С. Гончаровой. С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале "Золотое руно", где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Гогена и Сезанна. В 1907-12 Ларионов писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия "Парикмахеры", 1907 и др.). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни. Ларионов был истинным вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 он был среди основателей общества "Бубновый валет"; выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку "Ослиный хвост" (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, "Мишень" (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась: "№ 4". Иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова и А. Крученых ("Мирсконца", "Старинная любовь", "Помада" и др.). В 1912-14 стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте "Лучизм" (1913) Ларионов провозглашал: "Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника". С началом войны был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован. Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915 вместе с Гончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Оформил множество постановок дягилевской антрепризы: "Русские сказки" А. К. Лядова (1917), "Шут" С. С. Прокофьева (1921), "Байка про лису" И. Ф. Стравинского (1922), "Классическую симфонию" С. С. Прокофьева (1931) и др. С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо, Стравинском. С 1950-х гг., после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.