Страница 672
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА , направление в этнографии США, сложившееся в сер. 20 в. Представители этнопсихологической школы (А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид и др.) связывали сущность этнической культуры с психическими особенностями "основной" ("суммарной") личности.
МОНГО (монго-нкундо) , народ в Заире. Численность 4,75 млн. человек (1992). Верующие часть - католики, остальные придерживаются традиционных верований.
УСТАШИ , в 1929-45 организация хорватских националистов. Основана за границей (центры в Италии, Австрии, Венгрии, Бельгии и других странах) А. Павеличем. В 1934 усташи убили югославского короля Александра и французского министра иностранных дел Л. Барту. После оккупации Югославии (1941) Германией создали "Независимое государство Хорватия".
ЕМЬ (Ямь) (фин . Hame), прибалтийско-финское племя, с сер. 1-го тыс. н. э. во внутренних районах Финляндии. Платило дань Руси, с 13 в. под властью Швеции. Вошло в состав финской народности.
СЛОБОДСКИЕ КАЗАКИ , казачье население Слободской Украины в 17-18 вв. С сер. 17 в. до 1765 существовало 5 слободских казачьих полков, преобразованных затем в гусарские регулярные полки.
НОВОДВИНСК (до 1977 пос . Первомайский), город в Российской Федерации, Архангельская обл., на р. Сев. Двина. 50 тыс. жителей (1992). Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат.
НЬЮФАУНДЛЕНД , порода служебных собак. Выведена на о. Ньюфаундленд. Применялись для спасения утопающих. Разводят в США, странах Зап. Европы; в Российской Федерации немногочисленны (известны под названием водолаз).
МЕЛЬГУНОВ Сергей Петрович (1879/80-1956) , российский историк, публицист буржуазно-либерального направления. Редактор журнала "Голос минувшего". Труды по истории церкви, русской общественной мысли и революционного движения, русского студенчества. После 1917 в эмиграции.
КАЛАССО (Calasso) Роберто (р . 1941), итальянский писатель. Романы "Руины Каша" (1963), "Грязный безумец" (1974), "Обручение Кадма и Гармонии" (1988).
ГЕМОРРАГИЯ (от гемо ... и греч. rhegnymi - прорываю), истечение крови из сосудов при нарушении целостности, проницаемости их стенок (кровотечение, кровоизлияние); см. также Геморрагический диатез.
ПСИТТАКОЗЫ , то же, что орнитозы.
ШУНЬ , в китайской мифологии мудрый правитель.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович [8 (20) мая 1899 , Курск - 12 июня 1969, Москва], российский художник. Мастер, воплотивший социально-утопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале "Безбожник" (или "Безбожник у станка"; с 1923). Броская, "снайперская" линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый - светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись ("Перед спуском в шахту", 1925, "На стройке новых цехов", 1926; обе - в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика "Обороны Петрограда" (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение - 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов ("Бег", 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма ("Игра в мяч", 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы ("Мать", 1932, там же), порой задорно-эротичные ("На балконе", 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, - населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ ("Будущие летчики", 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена "Маяковская" (1938-39) - этих красочных "прорывах" из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны ("Оборона Севастополя", 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его "физкультурные поэмы" обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики "Хорошее утро" и "Хоккеисты",1959-60; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему "лакировочному" искусству, став одним из важных стимулов "сурового стиля". Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.