Страница 859
ИНВЕНТАРЬ (от позднелат . inventarium - опись имущества), совокупность различных предметов хозяйственного обихода и производственного назначения (напр., сельскохозяйственный инвентарь).
АЛЕКСАНДЕР Сэмюэл (1859-1938) , английский философ, представитель неореализма, один из основателей теории эмерджентной эволюции.
ИМИДЖ (англ . image, от лат. imago - образ, вид), целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.
БЕРГМАН (Bergmann) Эрнст (1836-1907) , немецкий хирург. Один из создателей асептики. Труды по хирургии черепа и головного мозга.
БЕРНС Роберт (1759-96) , шотландский поэт. Создал самобытную поэзию, в которой прославил труд, народ и свободу, бескорыстную и самоотверженную любовь и дружбу. Сатирические антицерковные поэмы "Два пастуха" (1784), "Молитва святоши Вилли" (1785), сборник "Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте" (1786), патриотический гимн "Брюс - шотландцам", кантата "Веселые нищие", гражданская и любовная лирика (стихотворения "Дерево свободы", "Джон Ячменное зерно" и др.), застольные песни. Собрал и подготовил к изданию произведения шотландского поэтического и музыкального фольклора, с которым тесно связана его поэзия.
СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКАЯ КОТЛОВИНА , понижение дна в северо-западной части Атлантического ок., у берегов Сев. Америки. Преобладающие глубина св. 5000 м, на юго-западе - глубоководный желоб Пуэрто-Рико глубиной до 8742 м.
КОРАБЕЛЬНЫЕ ЧЕРВИ , семейство морских двустворчатых моллюсков, сверлящих дерево. Тело червеобразное (длина до 1,5 м), с раковинкой (длина до 10 мм) на головном конце. Ок. 70 видов, главным образом в тропических морях, в т. ч. 5 видов в Черном, Азовском и дальневосточных морях. Повреждают деревянные подводные части судов и гидротехнических сооружений.
КОМАНЧИ (самоназвание - племена) , индейский народ группы шошонов в США (резервации на юго-западе шт. Оклахома). 6 тыс. человек (1992). Верующие - протестанты
ДУБЛИНСКАЯ СТАЧКА , крупнейшая в Ирландии в нач. 20 в. В ходе стачки (августе 1913 - январе 1914) создана вооруженная пролетарская организация - Ирландская гражданская армия.
КЛДИАШВИЛИ Серго Давидович (1893-1986) , грузинский писатель. Сын Д. С. Клдиашвили. Эпический охват событий в романе "Пепел" (кн. 1-2, 1932-62) - о грузинской деревне во время 1-й мировой войны; "Тихая обитель" (1958) - об установлении советской власти в Грузии. Рассказы, пьесы.
ДЖАНТОШЕВ Касымалы (1904-68) , киргизский писатель, народный писатель Киргизии (1968). Пьесы, повести, роман "Каныбек" (кн. 1-4, 1939-58), "Чабан небесных гор" (1963).
ИТАЛО-ЭФИОПСКИЕ ВОЙНЫ , войны Италии против Эфиопии. Война 1895-96: завершилась разгромом итальянской армии при Адуа (1896) и признанием Италией суверенитета Эфиопии. Война 1935-36: в октябре 1935 итальянская армия вторглась в Эфиопию, 5 мая 1936 вступила в Аддис-Абебу. Италия аннексировала Эфиопию.
СИВЕИФ (Сивефин , Сцембаит) Персидский (ум. ок. 330), христианский мученик, пострадавший в Персии в гонение Шапура II. Память в Православной церкви 28 марта (10 апреля).
ГРАМБЕРГ Игорь Сергеевич (р . 1922), российский геолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по геологии Арктики, нефтяной и морской геологии. Государственная премия Российской Федерации (1995).
ЗЕРАВШАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК , в Узбекистане, в пойме среднего течения р. Зеравшан. Основан в 1975. Площадь 23 760 га. Тугаи с преобладанием облепихи; заяц-толай, шакал, хаус; ценный зеравшанский фазан.
МШАРА , сфагновые торфяные болота на севере европейской части Российской Федерации и Зап. Сибири.
МУНК Эдвард (1863-1944) , норвежский живописец и график. Характерные для поэтики символизма и экспрессионизма мотивы одиночества, тревоги, смерти, острая выразительность образов получают у Мунка трагическое звучание ("Крик", 1893).
ДАКТИЛОСКОПИЯ (от дактило ... и ...скопия), раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника.
СЕЗАНН (Cezanne) Поль (19 января 1839 , Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906, там же), французский живописец. Юность. Годы ученияУчился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца - провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861 Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности - Э. Делакруа и Г. Курбе. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.Сезанн, Мане и импрессионистыЧерез Золя знакомится с художниками Э. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма. Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал ("Завтрак на траве", 1869-70, частное собрание, Париж; "Новая Олимпия", Музей д'Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно "Весна" и "Осень" (1859-62, Пти Пале, Париж).Ранний период (1860-гг.)Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия ("Убийство", 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа "суета сует" ("Натюрморт с черепом и подсвечником", 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения ("Оргия", 1864-68, частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода - "Портрет отца" (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198 · 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В "Девушке у пианино" (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины - "Увертюра к Тангейзеру"). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема "купальщиц" и "купальщиков", которая станет важной в последующие десятилетия.Творчество 1870-х гг.В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна "малая столица импрессионизма"; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - "Дом повешенного" (1873, Музей д'Орсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал "воплощением", реализацией.Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.Автопортреты и натюрмортыВ 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От "Автопортрета в фуражке" (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("Автопортрет", ок. 1880, частное собрание, Винтертур). В натюрморте "Ваза с фруктами" (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием Сезанна. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из Экса".Поздний периодНа рубеже 1880-90 гг. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция "Пьеро и Арлекин" (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции "Игроки в карты" (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над портретами ("Портрет А. Воллара", 1899, Пти Пале, Париж; "Портрет Г. Жеффруа", 1895, Музей д'Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция "Большие купальщицы" (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы "Наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "Бубнового валета". Сезанна рассматривали порой как "художника для художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства. Литература:Яворская Н. В. Сезанн. М., 1936.Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. М., 1966.Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников / Сост. Яворская Н. В. М., 1972.Поль Сезанн: Альбом / Сост. Барская А. Л., 1975.Venturi L. Cezannе, son art, son oeuvre. Paris, 1936. V.1-2.Rewald J. The ordeal of Paul Cezannе. London, 1950.Novotny F. Cezannе und das Ende wissenschftlicher Perspektive. Wien, 1938.Badt K. Die Kunst Cezannes. Munchen, 1956.В. С. Турчин