Глоссарий: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42, часть 43, часть 44, часть 45, часть 46, часть 47, часть 48, часть 49, часть 50, часть 51, часть 52, часть 53, часть 54, часть 55, часть 56, часть 57, часть 58, часть 59, часть 60, часть 61, часть 62, часть 63, часть 64, часть 65, часть 66, часть 67, часть 68, часть 69, часть 70, часть 71, часть 72, часть 73, часть 74, часть 75, часть 76, часть 77, часть 78, часть 79, часть 80, часть 81, часть 82,
Авторизация  |  Регистрация на сайте  |  Забыли пароль?
Логин: 
Пароль: 
Глоссарий

Страница 859

ИНВЕНТАРЬ (от позднелат . inventarium - опись имущества), совокупность различных предметов хозяйственного обихода и производственного назначения (напр., сельскохозяйственный инвентарь).

АЛЕКСАНДЕР Сэмюэл (1859-1938) , английский философ, представитель неореализма, один из основателей теории эмерджентной эволюции.

ИМИДЖ (англ . image, от лат. imago - образ, вид), целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

БЕРГМАН (Bergmann) Эрнст (1836-1907) , немецкий хирург. Один из создателей асептики. Труды по хирургии черепа и головного мозга.

БЕРНС Роберт (1759-96) , шотландский поэт. Создал самобытную поэзию, в которой прославил труд, народ и свободу, бескорыстную и самоотверженную любовь и дружбу. Сатирические антицерковные поэмы "Два пастуха" (1784), "Молитва святоши Вилли" (1785), сборник "Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте" (1786), патриотический гимн "Брюс - шотландцам", кантата "Веселые нищие", гражданская и любовная лирика (стихотворения "Дерево свободы", "Джон Ячменное зерно" и др.), застольные песни. Собрал и подготовил к изданию произведения шотландского поэтического и музыкального фольклора, с которым тесно связана его поэзия.

СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКАЯ КОТЛОВИНА , понижение дна в северо-западной части Атлантического ок., у берегов Сев. Америки. Преобладающие глубина св. 5000 м, на юго-западе - глубоководный желоб Пуэрто-Рико глубиной до 8742 м.

КОРАБЕЛЬНЫЕ ЧЕРВИ , семейство морских двустворчатых моллюсков, сверлящих дерево. Тело червеобразное (длина до 1,5 м), с раковинкой (длина до 10 мм) на головном конце. Ок. 70 видов, главным образом в тропических морях, в т. ч. 5 видов в Черном, Азовском и дальневосточных морях. Повреждают деревянные подводные части судов и гидротехнических сооружений.

КОМАНЧИ (самоназвание - племена) , индейский народ группы шошонов в США (резервации на юго-западе шт. Оклахома). 6 тыс. человек (1992). Верующие - протестанты

ДУБЛИНСКАЯ СТАЧКА , крупнейшая в Ирландии в нач. 20 в. В ходе стачки (августе 1913 - январе 1914) создана вооруженная пролетарская организация - Ирландская гражданская армия.

КЛДИАШВИЛИ Серго Давидович (1893-1986) , грузинский писатель. Сын Д. С. Клдиашвили. Эпический охват событий в романе "Пепел" (кн. 1-2, 1932-62) - о грузинской деревне во время 1-й мировой войны; "Тихая обитель" (1958) - об установлении советской власти в Грузии. Рассказы, пьесы.

ДЖАНТОШЕВ Касымалы (1904-68) , киргизский писатель, народный писатель Киргизии (1968). Пьесы, повести, роман "Каныбек" (кн. 1-4, 1939-58), "Чабан небесных гор" (1963).

ИТАЛО-ЭФИОПСКИЕ ВОЙНЫ , войны Италии против Эфиопии. Война 1895-96: завершилась разгромом итальянской армии при Адуа (1896) и признанием Италией суверенитета Эфиопии. Война 1935-36: в октябре 1935 итальянская армия вторглась в Эфиопию, 5 мая 1936 вступила в Аддис-Абебу. Италия аннексировала Эфиопию.

СИВЕИФ (Сивефин , Сцембаит) Персидский (ум. ок. 330), христианский мученик, пострадавший в Персии в гонение Шапура II. Память в Православной церкви 28 марта (10 апреля).

ГРАМБЕРГ Игорь Сергеевич (р . 1922), российский геолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по геологии Арктики, нефтяной и морской геологии. Государственная премия Российской Федерации (1995).

ЗЕРАВШАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК , в Узбекистане, в пойме среднего течения р. Зеравшан. Основан в 1975. Площадь 23 760 га. Тугаи с преобладанием облепихи; заяц-толай, шакал, хаус; ценный зеравшанский фазан.

МШАРА , сфагновые торфяные болота на севере европейской части Российской Федерации и Зап. Сибири.

МУНК Эдвард (1863-1944) , норвежский живописец и график. Характерные для поэтики символизма и экспрессионизма мотивы одиночества, тревоги, смерти, острая выразительность образов получают у Мунка трагическое звучание ("Крик", 1893).

ДАКТИЛОСКОПИЯ (от дактило ... и ...скопия), раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника.

СЕЗАНН (Cezanne) Поль (19 января 1839 , Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906, там же), французский живописец. Юность. Годы ученияУчился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца - провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861 Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности - Э. Делакруа и Г. Курбе. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.Сезанн, Мане и импрессионистыЧерез Золя знакомится с художниками Э. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма. Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал ("Завтрак на траве", 1869-70, частное собрание, Париж; "Новая Олимпия", Музей д'Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно "Весна" и "Осень" (1859-62, Пти Пале, Париж).Ранний период (1860-гг.)Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия ("Убийство", 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа "суета сует" ("Натюрморт с черепом и подсвечником", 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения ("Оргия", 1864-68, частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода - "Портрет отца" (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198 · 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В "Девушке у пианино" (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины - "Увертюра к Тангейзеру"). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема "купальщиц" и "купальщиков", которая станет важной в последующие десятилетия.Творчество 1870-х гг.В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна "малая столица импрессионизма"; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - "Дом повешенного" (1873, Музей д'Орсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал "воплощением", реализацией.Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.Автопортреты и натюрмортыВ 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От "Автопортрета в фуражке" (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("Автопортрет", ок. 1880, частное собрание, Винтертур). В натюрморте "Ваза с фруктами" (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием Сезанна. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из Экса".Поздний периодНа рубеже 1880-90 гг. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция "Пьеро и Арлекин" (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции "Игроки в карты" (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над портретами ("Портрет А. Воллара", 1899, Пти Пале, Париж; "Портрет Г. Жеффруа", 1895, Музей д'Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция "Большие купальщицы" (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы "Наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "Бубнового валета". Сезанна рассматривали порой как "художника для художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства. Литература:Яворская Н. В. Сезанн. М., 1936.Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. М., 1966.Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников / Сост. Яворская Н. В. М., 1972.Поль Сезанн: Альбом / Сост. Барская А. Л., 1975.Venturi L. Cezannе, son art, son oeuvre. Paris, 1936. V.1-2.Rewald J. The ordeal of Paul Cezannе. London, 1950.Novotny F. Cezannе und das Ende wissenschftlicher Perspektive. Wien, 1938.Badt K. Die Kunst Cezannes. Munchen, 1956.В. С. Турчин

Стройка в Казани

Авто в Казани

Банки Казани

Индустрия Казани

Сфера услуг Казани

Мебель в Казани

Туризм в Казани

Отели в Казани

Красота в Казани

Мода в Казани

Рестораны Казани

Реклама в Казани

Полиграфия в Казани

СМИ в Казани

Интернет в Казани

 

Бизнесмену.ру © 2008
Написать письмо

Использование материалов сайта разрешается только при условии размещения активной гиперссылки на сайт "Стройка в Казани" (www.stroika-kazan.ru) рядом с опубликованным материалом.

"Стройка в Казани" - участник сети проектов Бизнесмену.ру
Подробнее о проекте | Размещение рекламы на сайте | Добавить вашу организацию в каталог
Профессиональное создание и раскрутка сайтов

 
 

?‘???·???µ?????µ????.?€?? ?© 2008
???°???????°?‚?? ????????????

?????????»???·?????°?????µ ???°?‚?µ?€???°?»???? ???°???‚?° ?€?°?·?€?µ???°?µ?‚???? ?‚???»?????? ???€?? ?????»???????? ?€?°?·???µ?‰?µ?????? ?°???‚?????????? ???????µ?€?????‹?»???? ???° ???°???‚ "???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" (www.stroika-kazan.ru) ?€???????? ?? ???????±?»?????????°?????‹?? ???°?‚?µ?€???°?»????.

"???‚?€???????° ?? ???°?·?°????" - ???‡?°???‚?????? ???µ?‚?? ???€???µ???‚???? ?‘???·???µ?????µ????.?€??
???????€???±???µ?µ ?? ???€???µ???‚?µ | ? ?°?·???µ?‰?µ?????µ ?€?µ???»?°???‹ ???° ???°???‚?µ | ?”???±?°?????‚?? ???°???? ???€???°?????·?°?†???? ?? ???°?‚?°?»????
???€???„?µ???????????°?»???????µ ?????·???°?????µ ?? ?€?°?????€???‚???° ???°???‚????